В этой статье мы будем сравнивать реальную квалификацию, которой обладает работник, с той, что установлена профстандартом. Этот этап очень ответственный, потому что на основе выявленных отклонений будут приниматься решения, затрагивающие непосредственно работников.
Вспомним:
1 этап – создание комиссии по внедрению ПС,
2 этап – сбор и анализ ПС.
Сравнительная таблица квалификаций
Результатом третьего этапа должна стать сравнительная таблица. Причем, к сравнению мы подключим еще и должностную инструкцию, чтобы сразу определить, какие инструкции придется менять, что именно в них не соответствует стандартам. Предлагаю такую форму таблицы (можете придумать свою, более удобную для вас):
- Первая графа – название профстандарта, который прошел отбор на втором этапе.
- Во вторую графу записываем требования к квалификации из профстандарта, которые даны к обобщенной трудовой функции самого высокого уровня. Например, работник выполняет действия, указанные в ОТФ 3.4, 3.5, 3.6, 3.7. ОТФ 3.7 имеет самый высокий уровень в данном профстандарте, поэтому выписываем требования к образованию и стажу именно к ней.
- Третья графа — выписываем требования к квалификации, указанные в должностной инструкции.
- Четвертая графа — указываем, какую квалификацию имеет наш работник в действительности (уровень его базового образования, наличие дополнительного образования, курсов, программ, а также опыт работы в нужной сфере).
Название профстандарта | Квалификационные требования по ПС | Квалификационные требования в ДИ | Фактическая квалиф-я работника, наличие отклонений от ПС |
ПС_559
Специалист по управлению персоналом |
Для директора (действия вошли в ОТФ 3.7, 3.5, 3.4, 3.3., 3.2):
Высшее образование – специалитет, магистратура Дополн. проф. образование: –программы проф.переподготовки (и в дальнейшем программы повышения квалификации) в области УП, операционного и тактического управления. Опыт работы: Не менее 5 лет в области УП |
Высшее педагогическое образование, опыт работы педагогом не менее 3 лет
|
Высшее педагогическое образование (специалитет), опыт работы педагогом более 8 лет, директором центра 2 года. Отклонение: Нет проф.переподготовки в области УП, достаточного опыта в области УП.
|
Для главбуха (действия вошли в ОТФ 3.5, 3.4, 3.1):
Высшее образование Дополн. проф. образование: – программы проф. переподготовки в области экономики, нормирования и оплаты труда, программы повышения квалификации. |
Образование не ниже среднего профессионального и опыт работы главным бухгалтером от 2 лет |
Высшее образование (специалитет), опыт работы главбухом 5 лет. Отклонение: Нет проф. переподготовки в области экономики, нормирования и оплаты труда |
|
ПС_192 Специалист в области охраны труда |
Для директора (действия вошли в ОТФ 3.1):
…либо высшее образование и дополн. проф.образование (проф. переподготовка) в области ОТ; … либо среднее профессиональное образование и дополнительное профобразование (проф. переподготовка) в области ОТ и опыт практической работы в области охраны труда от 3 лет |
Нет специальной инструкции, выполняет директор |
Высшее образование (специалитет), опыт работы более 8 лет педагогом, 2 года — директором УЦ. Отклонение: Нет проф.переподготовки в области охраны труда. |
ПС_309 Бухгалтер |
Для главбуха (действия вошли в ОТФ 3.2, 3.1):
Высшее или среднее профессиональное образование Дополн. проф. образование: – программы проф. переподготовки или повышения квалификации. Опыт работы: при наличии высшего образования — не менее 3 лет из последних 5 календ. лет работы. |
Образование не ниже среднего профессионального и опыт работы главным бухгалтером от 2 лет |
Высшее образование (специалитет), опыт работы главбухом последние 5 лет. Отклонение: Нет проф. переподготовки или повышения квалификации |
ПС_514
Педагог профобучения, профобразования и ДПО
|
Для педагогов (действия вошли в ОТФ 3.1):
Высшее (бакалавр) или среднее проф. образование, направленность которого, как правило, соответствует преподаваемому курсу. Дополн. проф. образование — профессиональная переподготовка, направленность которой соответствует учебному курсу (если базовое образование не по профилю) При отсутствии пед. образования — дополнительное профобразование в области проф.образования и(или) проф. обучения (может быть освоена после трудоустройства) Обучение и проверка знаний и навыков в области охраны труда Рекомендуется: обучение по дополнительным проф. программам по профилю педагогич. деятельности не реже 1 раза в 3 года Требования к опыту: Опыт работы в области, соответствующей преподаваемому учебному курсу, обязателен при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу Особые условия: Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров Прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности |
Среднее или высшее проф. образование
Опыт работы по профилю преподаваемого курса не менее 3 лет
|
Иванова Н.Н.:
Высшее педагогическое образование, опыт работы в сфере преподаваемого курса – 5 лет Отклонения: Нет обучения в области охраны труда
Петрова Л.Л.: Высшее образование по профилю преподаваемого курса, опыт работы в сфере преподаваемого курса – 8 лет Отклонения: Нет обучения в области охраны труда, нет доп. обучения в области профобразования
Семенова С.М.: Среднее проф. образование по профилю преподаваемого курса, опыт работы в сфере преподаваемого курса – 3 года Отклонения: Нет обучения в области охраны труда, нет доп. обучения в области профобразования |
Таблица готова, третий этап завершен. В следующей статье мы составим список отклонений, которые могут возникнуть при сравнении квалификаций, и посмотрим, как можно эти отклонения исправить. чтобы «дотянуть» квалификацию персонала до нужного уровня.