Воскресенье, 22 декабря 2024 18 +  RSS
Воскресенье, 22 декабря 2024 18 +  RSS
Популярно
9:55, 06 августа 2015

Нужно ли работнику, использующему служебный автомобиль, проходить предрейсовые медосмотры?


Некоторые компании выделяют ключевым сотрудникам автомобили для «ускорения» их работы. За рулем, естественно, сам сотрудник. Нужно ли ему ежедневно проходить предрейсовый медосмотр? Нужно ли ему доплачивать за работу водителя?

Вопрос вовсе не безобидный, как показываю результаты проверок ГИТ за последние два года. Давайте разберемся вместе.

предрейсовые медосмотры водителей позиция ГИТ

Позиция инспекции труда

Последние два года ГИТ проверяла компании, которые используют в своей работе служебные машины. Основные нарушения, по мнению инспекторов, были следующие:

  • работники, использующие автомобили, не проходят все предусмотренные для водителей медосмотры (периодические, предрейсовые и послерейсовые),
  • такие работники не прошли психиатрическое освидетельствование,
  • этим работникам не оплачивалась работа водителя.

Чиновники ГИТ посчитали, что если работник ездит сам за рулем служебного автомобиля, то должен быть оформлен как водитель. Для этого нужно включить должность водителя в штатное расписание организации, с работником заключить дополнительное соглашение к трудовому договору о работе по совмещению водителем, в котором прописать доплату за такое совмещение.

Оправдание работодателей, что машина — это вспомогательное средство, эдакий социальный бонус к некоторым должностям, инспекторы принимали как отговорку, чтобы не организовывать медосмотры (прямо скажем, удовольствие не из дешевых).

Надо сказать, что практически все работодатели, которых коснулись проверки, были оштрафованы, поскольку знать не знали, что принимают на работу не просто начальника (руководителя) какого-либо отдела, а начальника-водителя. Кроме того, их обязали заключить с работниками соответствующие допсоглашения к трудовым договорам и организовать медосмотры. Конечно, все были возмущены, но не каждый работодатель осмелился оспорить решение ГИТ.

Каковы же были результаты оспаривания в суде? Суды повели себя по-разному, то есть некоторые поддержали госинспецию труда, но большинство судов все-таки не согласились с мнением контролеров. Я приведу по одному примеру, но на самом деле судебных решений было много.

Позиция судов, поддержавших решение ГИТ

Московский областной суд (решение от 26.06.2014 г. по делу №21-596\2014) объяснил, что не имеет значения, куда и зачем ездит работник. Главное, что он эксплуатирует транспортное средство, важен сам факт управления транспортным средством. Значит, работник должен проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры, задача которых — предупредить ДТП.

Кроме того, такие работники-водители сязаны с движением транспортных средств, а это источник повышенной опасности. Значит, не реже 1 раза в 5 лет нужно проходить еще и психиатрическое освидетельствование.

Позиция судов, защитивших работодателя

Нагатинский районный суд Москвы (решение от 12.09.2014 г. по делу № 2–7982/2014) встал на сторону работодателей, признав предписание ГИТ необоснованными. Суд исходил из того, что в Постановлении Правительства РФ №16 от 19.01.2008 г., которое утвердило перечень работ и профессий, непосредственно связанных с движением транспортных средств, не указаны работники, которые пользуются автомобилями в качестве бонусов.

Суд сделал акцент на том, что торговые представители, например, пользуются служебными машинами не для перевозки грузов, а только для своего передвижения, причем и в личных целях тоже (едут с работы и на работу). Поскольку эти должности (представители, руководители департаментов) не указаны в Перечне, утвержденном Постановлением №16, то нет оснований считать их водителями. А значит, предрейсовые осмотры и освидетельствования им не нужны.

На что сделать акцент при выделении автомобиля работнику:

  1. Автомобиль — это вспомогательное средство для выполнения трудовых обязанностей, которым можно пользоваться и в личных целях тоже.
  2. Автомобиль – это форма улучшения условий труда, работник по своим функциям не связан с повышенными источниками опасности.
  3. Компания не осуществляет перевозку грузов и пассажиров.
  4. Поездки работника на служебном автомобиле носят эпизодический характер, поэтому рейсами не являются.

Конечно, инспекция труда может не согласиться с вами. Не теряйтесь, смело обжалуйте постановления инспекторов ГИТ в суд — решений в пользу работодателя гораздо больше.

Об авторе: Анна Славинская

Анна Славинская, кадровик-практик. Личный сайт www.slavianna.ru с бесплатными материалами. Группа ВК https://vk.com/kadrydoc отвечаю на вопросы в реальном времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2012 - 2024 Энциклопедия начинающего предпринимателя