Управление транспортом сопряжено со многими опасностями. Недаром работу водителей регулирует отдельная глава 51 ТК РФ, а особенности режима труда и отдыха установлены в специальном Положении, утвержденном приказом Минтранса №15 в 2004 году.
Прошло более 10 лет, и это Положение во многом устарело. Оно не учитывает последние изменения, например, обязательное оснащение всех автомобилей тахографами. Поэтому совсем недавно на общественное обсуждение предоставлен проект, предлагающий внести изменения во многие пункты этого важного документа. Как отметили инициаторы нововведений, задача состояла в том, чтобы устранить
«положения, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности».
Что предлагается изменить в режиме работы водителей:
- Учетный период при суммированном учете рабочего времени водителей можно устанавливать только до 3 месяцев (квартал). Никаких исключений для сезонных работ.
- Специальный перерыв (один!) для того, чтобы водитель отдохнул от управления автомобилем, нужно будет устанавливать всем водителям, а не только на междугородных перевозках. Причем теперь это перерыв не 15 минут, а целых 45, и предоставлять его нужно не позднее, чем через 4,5 часов управления автомобилем.
- Уточнено, что под временем управления надо понимать чистое время за рулем в движущейся машине между двумя любыми периодами отдыха, а именно:
«суммарное значение периодов времени управления после окончания предшествующего периода отдыха: ежедневного (междусменного) или еженедельного, либо специального перерыва»
- Специальный перерыв можно будет разбить на две части только по установленному правилу: сначала 15 минут, потом 30 минут. Больше разрывать спецперерыв нельзя, но его можно совместить с обедом (временем для отдыха и питания). В задании работодатель обязан указывать все эти перерывы по времени на движение и стоянку.
- Планируется отменить п.21. и п.22 Положения, которые устанавливали некоторую дискриминацию. А именно:
- время охраны груза засчитывалось водителю как рабочее время только в размере 30%, а если водителей двое, то только одному из них.
- при нахождении в рейсе двух водителей рабочее время, когда водитель не управляет автомобилем, засчитывалось в размере 50%.
- Перерыв для отдыха и питания предлагается устанавливать в размере от 30 минут до 3 часов, а не до 2 часов, как сейчас. Если рабочий день водителя длится более 8 часов, то можно установить три перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 3 часов.
- Периоды междусменного отдыха планируется разрешить разбивать в некоторых случаях.
А в случае, когда у водителя наступило время для отдыха, а места для стоянки нет, он вправе продолжать движение до ближайшей стоянки. Это правило есть и сейчас, но оно дополняется новой обязанностью водителя:
«По прибытии на место стоянки водитель обязан оформить отчетный документ следующим образом: на оборотной стороне документа — регистрационного листка (для аналоговых тахографов) или распечатке (для цифровых тахографов) указать причину отступления от предельно допустимых норм управления транспортным средством, заверив его собственной подписью.
Водитель должен обеспечить сохранность и наличие данного документа на борту автомобиля для предоставления по запросу контролирующим органам в течение 28 дней, а затем передать его на предприятие, где данный документ должен храниться не менее 1 года».
- Предлагаются изменения в правилах предоставления выходных дней водителям. Например, продолжительность еженедельного отдыха должна быть не меньше 45 часов, но в этот период включается и междусменный отдых за предшествующую смену. Более конкретно расписаны случаи, когда эти сроки можно нарушить:
«Продолжительность рабочей недели до наступления еженедельного периода отдыха должна составлять не более 6-ти интервалов времени продолжительностью не более 24 часов каждый. Допускается отложить еженедельный период отдыха до окончания 12-ти интервалов времени, продолжительностью не более 24 часов каждый, в этом случае продолжительность еженедельного отдыха не может быть меньше чем 90 непрерывных часов».
Напомню, что эти изменения находятся только на стадии общественного обсуждения и еще не приняты.