Второй этап внедрения ПС начался с поиска стандартов, которые описывают работы в вашей сфере деятельности. Теперь мы будем их анализировать.
Читать первую часть статьи . Но сначала вернемся к плану внедрения ПС, который должна была составить рабочая группа. Он у меня получился такой:
План внедрения профстандартов
№ | Задача | Срок выполнения | Критерии выполнения |
1 | Составить перечень принятых профстандартов, соответствующих видам деятельности в организации | До 01.02.2017 | Таблица:
|
2 | Сравнить действия в содержании каждого ПС с обязанностями в должностной инструкции по каждой должности | До 15.02.2017 | В таблице указать трудовые функции из ПС, которые работник выполняет в действительности |
3 | Сравнить реальный уровень квалификации работника с квалификационными требованиями стандартов
|
До 20.02.2017 | Таблица:
|
4 |
Составить план развития персонала для выполнения требований профстандартов
|
До 26.02.2017 | Представить план:
|
5 |
Составить план внесения изменений в документы компании и работников. |
До 03.03.2017 | Представить план:
|
Именно такие действия, на мой взгляд, должна выполнить рабочая группа. А непосредственно исполнять мероприятия, указанные в плане, будут ответственные должностные лица. Какой срок будет разумным для выполнения всех этих действий? Это зависит от того, сколько должностей у вас в компании.
В качестве примера — учебный центр
Давайте возьмем в качестве примера негосударственное образовательное учреждение (НОУ). Ведь любому ОУ придется внедрять профстандарты не только для педагогов, но и для секретаря, делопроизводителя, завхоза, администратора. Это вытекает из пункта 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ:
«Ч.1. В образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
Ч.2. Право на занятие должностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам».
В соответствии с этой нормой не только педагоги, но и иные работники образовательного учреждения любой формы собственности должны иметь квалификацию, указанную в профстандартах.
Составляем таблицу соответствия
Внедрять стандарты будем на примере учебного центра, в котором проводятся курсы по дополнительному образованию взрослых (курсы сметчиков, кадровиков, дизайнеров и т.д.). Таких УЦ в каждом городе много.
В первую графу таблицы (она приведена ниже) выписываем все должности по штатке, во вторую – стандарты. Из более 800 действующих ПС мы выбираем те, в которых упоминаются трудовые действия, реально выполняемые работником. Напомню, что пока мы только собираем информацию, никаких судьбоносных решений не принимаем. Поэтому начальный список стандартов, скорее всего, будет избыточным, и в процессе анализирования мы некоторые стандарты из него удалим.
Странности таблицы
При составлении таблицы мы можем заметить некоторые странности.
Во-первых, не все трудовые обязанности, которые реально выполняет работник на своем рабочем месте, упоминаются в стандартах.
Во-вторых, для некоторых должностей мы выбрали несколько подходящих стандартов. Например, главбух в нашем УЦ не только ведет бухучет и считает налоги, но и занимается кадровым учетом, т.е., выполняет небольшую часть действий из другого стандарта, непрофильного.
В-третьих, почти ни один скачанный нами стандарт не содержит в своем названии той должности, для которой мы его будем использовать.
Анализируем профстандарты
Теперь нужно все стандарты внимательно прочитать (для этого их удобнее скачать и распечатать) и выбрать те действия, которые работник реально выполняет в нашей компании, т.е., они указаны в его должностной инструкции. И эти действия записать в третью графу таблицы.
Напомню структуру стандартов. Обобщенные трудовые функции (ОТФ) делятся на просто трудовые функции, которые в свою очередь состоят из трудовых действий. Так вот смотреть будем именно трудовые действия. Прочитали первое действие и отвечаем на вопрос — обязан ли по должностной инструкции работник делать это действие? Если обязан — выписываем в таблицу. Если не обязан — не выписываем. Рядом с выписанным действием ставим отметку, в какую ОТФ оно входит, это облегчит нам работу на третьем этапе.
Итак, заполняем третью графу таблицы:
Что мы можем заметить? Наш директор УЦ сам занимается вопросами подбора и развития персонала, а также выполняет функции специалиста по охране труда, потому что отдельных специалистов по этим направлениям в центре нет. Кроме выписанных действий директор, конечно же (!), выполняет еще ряд обязанностей, но они ни в одном профстандарте не упоминаются. И нас это не должно смущать. Наша задача — выделить только те действия, которые входят в стандарты.
Аналогично анализируем обязанности главбуха. Я в таблице указала только действия, входящие в стандарт «Специалист по УП». Бухгалтерские обязанности выберите самостоятельно, это достаточно легко. С преподавателями дело пошло быстрее, потому что под специфику нашего УЦ подошел только один из трех выбранных ПС.
Внимание: в таблицу я выписала не все действия, которые встречаются в конкретном ПС и совпадают с обязанностями по должностной инструкции у того или иного работника. Таких действий в реальности будет больше. Главное, чтобы вы поняли, каким образом мы проводим анализ.
В следующей статье мы разберем третий этап внедрения ПС – сравнение квалификаций.