Ни одна тема не вызывает столько вопросов, сколько прием работника-иностранца и связанные с ним уведомления различных государственных органов. Поэтому я решила несколько глубже покопаться в этой теме. В статье рассмотрим, что такое миграционный учет, какие иностранные граждане и лица без гражданства (ИГ) подлежат этому учету, нужно ли работодателю этим заниматься.
Правила учета установлены двумя объемными документами:
1. Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» №109-ФЗ от 18.07.2006.
2. Постановлением Правительства РФ №9 от 15.01.2007 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»
Кто подлежит миграционному учету
Закон №109-ФЗ ввел миграционный учет в 2007 году. Одна из главных задач этого учета — сформировать полную, достоверную, оперативную информацию о перемещениях всех ИГ. Именно всех, в том числе граждан стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕЭС), высококвалифицированных специалистов, различных послов, консулов и дипломатов. То есть, любой человек, у которого нет паспорта гражданина РФ, обязан встать на миграционный учет.
Что такое миграционный учет
Миграционный учет включает три составляющих:
- регистрация ИГ по месту жительства или/и по месту пребывания, фиксация иных необходимых сведений;
- обработка и анализ этих сведений;
- ведение государственной инфосистемы миграционного учета.
Работодателей касается только первый пункт. И нам важно знать, что:
- постоянно проживающие (получившие ВНЖ) и временно проживающие (имеющие РВП) иностранцы должны быть зарегистрированы по месту жительства, а в случае нахождения вне места жительства — по месту пребывания;
- временно пребывающие ИГ регистрируются только по месту пребывания.
Как это происходит
Миграционный учет имеет уведомительный характер. То есть, сначала иностранец приехал, а потом поставил об этом в известность ФМС. Правда, есть территории, куда можно въехать только после получения разрешения (военные городки, пограничная зона, т.п.), но это исключения.
1. Регистрация по месту жительства.
Как только иностранный гражданин получит вид на жительство (ВНЖ) или разрешение на временное проживание (РВП), он должен в течение 7 рабочих дней заполнить специальное Заявление и лично отнести его в территориальный орган ФМС. Именно отнести лично, потому что вместе с заявлением подается оригинал документа, удостоверяющего личность, и документ на право пользования жилым помещением. Без этих документов заявление не примут.
Причем работник ФМС, проверив заявление, сразу проставляет отметку о регистрации в РВП или ВНЖ. Если РВП оформлено в виде штампа в документе, то и отметка о регистрации проставляется в этот документ.
Если ИГ меняет место жительства, он обязан после приезда на новое место опять прийти в УФМС и подать новое заявление. Зарегистрировавшись, он получит на руки отрывную часть с отметкой. Эту часть нужно быстренько, в течение трех дней, отправить (можно уж почтой) в УФМС по старому адресу, чтобы там его сняли с регистрационного учета по месту жительства.
Итак,
если у иностранца есть ВНЖ или РВП, то у него должна быть и регистрация по месту жительства. Этой регистрацией занимается сам работник. Но Работодатель оказывает содействие ФМС, контролируя эти данные.
В следующей части мы поговорим о том, как происходит регистрация по месту пребывания, и какая роль отведена работодателю в этой процедуре.