Что такое сверки с военкоматом? Чем они отличаются от проверок? Разве это не одно и то же? Давайте разбираться, как проходят эти сверки-проверки, какие действия нужно предпринять, чтобы успешно пройти проверку, и стоит ли стремиться получить оценку «отлично».
Напомню, что мы уже знаем, какие работодатели обязаны вести воинский учет, какие документы оформляются каждый год, какие сообщения о работниках нужно передавать в военкомат.
Что такое сверка?
Раз в год военкомат присылает вам письмо, в котором информирует вашего руководителя о двух датах: дате сверки сведений и дате проверки организации ВУ. Это две разные процедуры, которые редко проводятся одновременно, потому что планируются военкоматом в разных планах.
Что такое сверка? Это сопоставление данных, которые есть на гражданина в военкомате, с данными в его личной карточке работника. Какие сведения о работнике сверяет военкомат? Вот они:
- фамилия, имя и отчество;
- дата рождения и место рождения;
- образование;
- должность (профессия);
- семейное положение и состав семьи;
- состояние здоровья;
- прохождение военных сборов;
- адрес места жительства (пребывания),
- номера контактных телефонов.
В день сверки вы собираете личные карточки военнообязанных и несете их в военкомат. Если карточек мало, то сверяют прямо при вас и сразу отдают документы назад. Если личных карточек много, то придется прийти за ними в другой день. Работник военкомата, который произвел сверку, простым карандашом ставит на карточках отметку. (Образец). Результаты сверки заносят в Журнал учета проверок.
Примечание: в военкомате есть 4 отделения, в которых учитываются разные категории военнообязанных. Если у вас всего несколько работников-военнообязанных, то как-то заморачиваться с этим разделением не стоит. Просто когда придете на сверку, вам подскажут, в какой комнате какие карточки будут сверять.
Перед тем, как нести карточки на сверку в ВК, желательно сначала сверить все данные, указанные в карточке, с реальным положением дел: еще раз уточнить у работника его семейное положение (мужчины не спешат рассказывать о своем разводе или женитьбе), состав семьи, номер телефона и место жительства (фактическое и по паспорту). А данные в разделе «Сведения о воинском учете» еще раз уточнить по военному билету.
Если ваши работники состоят на учете в военкоматах других районов или городов, то данные для сверки высылаются в эти военкоматы по специальной форме.
Проверка организации воинского учета
Проверки, в отличие от сверок, проводятся не каждый год. Если у вас меньше 500 работников, то проверять будут только раз в 3 года. В ходе проверки военкомат проверяет:
- наличие организационных документов (приказ, план, карточка учета, журнал учета проверок),
- наличие делопроизводства по ВУ («дело» с перепиской, «дело» с распечатанными нормативными актами по ВУ),
- условия хранения документов по ВУ (сейф, недоступность для третьих лиц),
- правильность ведения личных карточек работников (раздел «Сведения о воинском учете»),
- наличие «воинского уголка» с номерами телефонов и режимом работы военкомата.
Как правило, работник военкомата сам приходит в установленный день в организацию для проведения проверки. Но к маленьким компаниям ходить не хотят, поэтому проверки чаще «документарные», когда вы сами приносите в военкомат все нужные документы.
Как оценивают качество ведения воинского учета
Методические рекомендации содержат подробное описание критериев, по которым оценивается качество ведения воинского учета в организации. Оценку «отлично» вам поставят, если :
- выполнены все обязанности по организации осуществления воинского учета;
- документы по осуществлению воинского учета разработаны в полном объеме и качественно;
- запланированные мероприятия по осуществлению воинского учета выполнены не менее чем на 70%,
- проведена ежегодная сверка сведений, содержащихся в личных карточках, при этом нет карточек с расхождениями.
Нужно ли стремиться получить «отлично»? По секрету скажу — не стоит. Потом вас привлекут к конкурсу на лучшую организацию по ВУ. Оно вам надо?
Штрафные санкции
За плохую работу руководителя организации могут наказать. В основном, предусмотрены штрафы. Размеры штрафов небольшие, но очень неприятные.
Вот мы и разобрались с воинским учетом в небольших организациях. Если у вас остались вопросы, можете задать их в комментариях к статьям.
Добрый день. Сочинский военком издал приказ по которому сверка происходит при наличии оригинала военного билета. При этом расписку в получении карточек и военных билетов сотрудников не дают. Законно ли это. При мне сверку делать отказываются, ссылаясь на большую загруженность.
Здравствуйте. Наша организация существует с 2010г., но фактически работать начала с 2016г. Поменялся весь штат работников. Численность организации 43 человека. Сведения в военкомат не подавались никогда. И писем из ВК о требовании отчетов и сверок никогда не приходили. На меня сейчас повесили эту обязанность, т.к. скоро проверка Исполкома по мобилизационному заданию. Я никогда этим не занималась и сейчас в растерянности. Скажите, пожалуйста, будет ли штраф и что конкретно мне нужно подать в ВК?
Здравствуйте, Анастасия.
Будет ли штраф, зависит от ВК. Не все военкоматы сразу наказывают, тем более, что в их обязанность входит искать такие вот «неучтенные» организации.
Начать нужно с посещения ВК, с заполнения карточки учета организации. В статье все понятно описано http://slob-expert.ru/trudovoe-zakonodatelstvo/dokumenty-voinskogo-ucheta-ch-1/
Надо ли инспектору по кадрам находиться в военкомате во время сверки, если в организации более 1 тыс. чел. военнообязанных, военкомат требует человека законно ли это.
Здравствуйте, Екатерина.
Да, законно. По большому счету мы не имеем права оставлять личные карточки своих работников в чужой организации, там ведь кладезь персональных данных. Должны ждать, пока сверят.