«Готовьте мелочь», «Нет сдачи», «Разменяйте где-нибудь» — эти фразы неоднократно слышали все люди. Это могло происходить в магазине, маршрутке или любом ином месте, где осуществлялась оплата за что-либо.
Ответим на вопрос, что делать потребителю при отсутствии у продавца или кассира сдачи.
Проблемы крупных банкнот и отсутствия сдачи в точках продаж с юридической точки зрения нет. Согласно ГКРФ, оплата проезда или покупка в магазине — это публичная оферта, то есть предложение для неограниченного количества покупателей. Если вы готовы заплатить за что-либо, то отказать вам в этом не вправе. Подчеркнем, отсутствие сдачи является проблемой не покупателей, а продавцов, в обязанности которых входит возвратить излишек денег.
Лично со мной было два таких случая. Однажды мне надо было кинуть 300 рублей на мобильник в «Евросети», но я располагал только купюрой в 500 рублей. Работник салона грубо отказал по причине того, что не может вернуть 200 рублей. Разменять деньги он не захотел. Это сильно меня расстроило, поэтому я пожаловался руководству «Евросети» через их сайт. Через час мне отзвонились и сообщили, что в ситуации разобрались и уволили сотрудника, который отказал предоставить услугу. Даже официальные извинения принесли.
Второй случай — стандартная ситуация в маршрутке. С утра в кошельке все та же пятисотрублевая купюра. У водителя сдачи нет. Однако он, пожав плечами, сказал, что готов довезти бесплатно, потому что такова инструкция начальства.
Разумеется, многим и сегодня попадаются упрямые продавцы, которые сетуют на отсутствие сдачи и просят разменять деньги в какой-нибудь соседней точке. На всякий случай рекомендуем держать в одном кармане 50 рублей – «про запас».