Четверг, 19 октября 2017 18 +  RSS
Четверг, 19 октября 2017 18 +  RSS
Популярно
7:46, 23 июня 2017

Как не допустить внеплановой проверки инспекцией труда


Как пройти проверку безболезненно? Наверное, никак. Сам факт прихода проверяющего уже неприятное событие. Поэтому нужно сделать так, чтобы проверки не было совсем. Разве это возможно? Конечно. Посмотрим, как это сделать.

В предыдущей статье мы говорили о риск – ориентированном подходе при планировании проверок. И увидели, что более 90% средних и малых предприятий, и почти 100% микропредприятий никогда не попадут в эти планы. Посчитайте с нами, к какой группе риска относится ваша компания.

Причины проведения внеплановых проверок

Если ваша компания относится к категории низкого риска, то с плановой проверкой к вам не придут вообще. Нужно теперь позаботиться о том, чтобы не пришли и с внеплановой.
А когда назначается внеплановая проверка? Только в случае, если в ГИТ поступает жалоба от работника (в том числе, бывшего), третьих лиц или СМИ, которые имеют на руках некие доказательства того, что в вашей компании нарушаются трудовые права.  Ваши задачи:

  • не провоцировать конфликты с работниками, или, по крайней мере, сразу после подачи жалобы разрешать проблему мирным путем, уговаривая жалобщика забрать свое заявление;
  • накапливать доказательства своей добросовестности (правильно оформлять все нужные кадровые документы);
  • стараться максимально соблюдать закон.

На что жалуются работники

В мае состоялась очередная кадровая конференция, на которой выступали не только кадровики, но и те, кто их штрафует. Я всегда с особым вниманием слушаю Ольгу Исаеву, главного гос. инспектора труда в Московской области.

  1. По ее словам, чаще всего (56% всех обращений) работники жалуются на нарушение сроков выплаты заработной платы, а также на выплату зарплаты в меньшем размере, чем было обещано.

Инспекторы с удивлением обнаруживают, что работодатели до сих пор в документах оперируют термином «аванс».  Такого термина в ТК РФ нет, статья 136 обязывает выплачивать 2 раза в месяц именно заработную плату. То есть, за первую половину месяца нужно не просто всем работникам раздать по 500 рублей, а рассчитать полноценную зарплату по табелю. Если вы задерживаете выплаты, то нужно начислять еще и компенсацию за задержку. Иначе инспекция труда будет считать, что у вас не одно нарушение, а два разных, за которые положены различные штрафы.

2. На втором месте (17% всех обращений) жалобы о незаконном снижении заработной платы.

Если вам необходимо уменьшить заработную плату, то делать это нужно грамотно, соблюдая нормы и требования закона. Лучше всего понижение окладов сопровождать изменением должностной инструкции, убрав из нее неглавные, второстепенные обязанности. Именно уменьшением обязанностей можно в случае спора оправдать уменьшение оклада. Другой вариант — установить неполное рабочее время, тогда и зарплата будет начисляться пропорционально отработанному времени, следовательно, станет меньше. Кстати, вот статьи о том, как оформить изменение окладов.

3.  Третье место (по 11%) разделили жалобы о приеме на работу и увольнении.

Работодатели не оформляют вовремя (или вообще не оформляют) трудовой договор, в ТД включают положения, противоречащие ТК РФ. Недавно мне показали договор, в который включен пункт о том, что в период испытательного срока больничный лист работнику не оплачивается. Если вы увидели в договоре такие вот незаконные положения, не волнуйтесь. Подписав договор, вы не можете отказаться от своего права на получение страховых выплат. Все положения, которые противоречат закону, не подлежат применению, даже если обе стороны поставили под ними свои подписи.
Жалобы об увольнении – это почти всегда оспаривание увольнения за виновные действия. Увольняя по статье 81 ТК РФ, вы фактически приглашаете к себе всех проверяющих. Поэтому либо оформляйте все кадровые бумаги очень тщательно, избегая двусмысленных толкований (рубрика вам в помощь). Либо откажитесь от увольнения по «плохим» основаниям.

4.  Остальные жалобы (5% всех обращений) касаются охраны труда, специальной оценки условий труда, других более мелких проблем.

Как правило, в этих вопросах всегда присутствует материальный фактор. Работники оспаривают результаты СОУТ, если после ее проведения у них исчезли льготы и доплаты. Или, наоборот, требуют выдачи СИЗ, доплат и других гарантий, если СОУТ показала наличие вредных факторов. Много жалоб на то, что работодатели не проводят расследования несчастных случаев по закону, а всю вину сваливают на работника, чтобы не платить ему дополнительные компенсации и не портить «статистику» по охране труда.

Вывод: как избежать проверок

Чтобы снизить риск жалоб, не допускайте нарушений в самых важных для работника вопросах: деньги, репутация, здоровье. Учитесь разговаривать с сотрудниками на языке закона, не обманывайте, не обещайте больше, чем сможете дать. И тогда конфликтных ситуаций можно будет избежать. Следовательно, ни один проверяющий не посетит вашу компанию. Никогда )))

Об авторе: Анна Славинская

Анна Славинская, эксперт по кадровому делопроизводству. Личный сайт www.slavianna.ru с бесплатными материалами и обратной связью. Почта: expert-annaS@yandex.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2012 - 2017 Энциклопедия начинающего предпринимателя