Четверг, 21 ноября 2019 18 +  RSS
Четверг, 21 ноября 2019 18 +  RSS
Популярно
1:00, 07 октября 2013

Как организовать бухгалтерский учет. Часть 2


Шаг 2: Начало деятельности.
Как это парадоксально ни прозвучит, организовать бухгалтерский учет на крупном предприятии легче, чем на небольшой фирме.

бухгалтерский учет

Начиная серьезный бизнес с нуля, учредители обычно выделяют внушительные суммы на поиск профессионалов в сфере учета и отчетности. А далее специалисты возьмут «бухгалтерское» дело в свои руки, руководители же могут сконцентрироваться на развитии бизнеса.

А директорам малых компаний и индивидуальным предпринимателям требуется самим держать под контролем формирование бухгалтерской службы. Иначе нельзя, ведь каждому бизнесмену известно: от работы бухгалтера иногда может зависеть судьба компании. Итак, с чем предстоит столкнуться начинающему руководителю при организации бухучета?

Выбор налогового режима

Впервые начиная с 2013 года малый бизнес вправе самостоятельно осуществлять выбор налогового режима. При этом индивидуальные предприниматели могут похвастаться еще более широкими возможностями:

  • ОСНО – распространяется на всех налогоплательщиков. Включает в себя НДФЛ, НДС, налог на имущество.
  • УСНО – комфортный налоговый режим с возможностью выбора объекта «доходы» или «доходы минус расходы».
  • ЕНВД и Патент – негибкие налоги. «Вмененка» в своей основе имеет физический показатель базовой доходности, патент же предполагает в качестве налогооблагаемой базы «потенциально возможный доход».
  • ЕСНХ – пожалуй, самый выгодный режим (ставка 6%, «доходы минус расходы»), но воспользоваться им могут только ИП, чья выручка от реализации сельхозпродукции составляет не менее 70%.

Для каждого режима предусмотрены свои ограничения. В основном они выражаются в требованиях к средней численности, величине выручки, размеру помещений и прочим базовым показателям. Кроме того, на налоговую нагрузку влияют страховые взносы (хотя теоретически отчисления в социальные фонды не являются налогом). Если коротко, с налоговой точки зрения индивидуальным предпринимателям зарабатывать своим трудом более выгодно, чем нанимать персонал.

Знание нормативных положений по бухучету

Часто руководитель не считает нужным ознакомиться с основными нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет, целиком полагаясь на главбуха. Но сотрудник сотруднику рознь, и в случае недобросовестности или, что еще хуже – махинаций главного бухгалтера, цена за неведение может быть очень высока. Вот образовательный минимум, которым должен владеть начинающий бизнесмен:

  • Федеральный закон «О бухгалтерском учете», который вступил в силу с 1 января 2013 г. Именно этот закон содержит основные нормы, напрямую касающиеся положения, роли и ответственности директора в системе бухгалтерского учета на предприятии.
  • Налоговый кодекс РФ – речь, конечно, идет не о доскональном знании этого увесистого тома. Но совершенно необходимо иметь общее представление о налогообложении в России, видах налогов, порядке их расчета и уплаты. Именно НК РФ объяснит директору, где та грань, когда минимизация налогов переходит в правонарушение.
  • Бухгалтерская и налоговая отчетность. Некоторые руководители искренне полагают, что бухгалтерский учет ведется исключительно в целях исчисления налогов. Однако именно бухгалтерские отчеты дают директору ценную информацию об остатках на складах, о состоянии расчетов с контрагентами и в целом о результатах деятельности. Нужно только уметь «читать» отчетность!

Учетная политика организации

Грамотно составленная учетная политика – важный инструмент финансового управления. Сегодня нормы законодательства не содержат правил ведения бухучета, единых для всех. Как собственно и не бывает двух совершенно идентичных организаций, пусть и с похожей хозяйственной деятельностью.

Для руководителя малого предприятия особое значение будут иметь следующие факты:

  • Учетная политика может с успехом восполнить пробелы, существующие в нормативных документах. А в дальнейшем она послужит доказательством правоты организации при решении спорных ситуаций, особенно в суде.
  • Написанная «с умом» учетная политика станет инструментом оптимизации учетного процесса, налогообложения, финансовых результатов, иных показателей деятельности фирмы.
  • Учетная политика нужна для поддержания общего порядка ведения бухгалтерского учета, особенно это актуально для фирм, где в штате больше одного бухгалтера.

Организация рабочих мест

И несколько слов о «затратной» составляющей формирования бухгалтерской службы на новой фирме.
В стандартной должностной инструкции директора есть такой пункт: руководитель обязан организовать бухгалтерии рабочие места. Сегодня помимо обычного набора офисного работника (стол, стул, компьютер, канцтовары) счетоводам фирмы требуются специальные программы:

  • Продукты фирмы 1С. Здесь все зависит от вида и объемов предстоящей хозяйственной деятельности. Кому-то достаточно «Бухгалтерии»; торговой фирме не обойтись без «Управления торговлей»; для начисления заработной платы придется разориться на «Камин».
  • Программа для отправки отчетности и электронного документооборота с контролирующими органами. Наиболее популярны и надежны – «СБиС» и «Референт». Они содержат надежную систему шифрования посредством сертификатов и ЭЦП (электронно-цифровая подпись). В считанные секунды отчетность отправится по высокоскоростным каналам связи в налоговую инспекцию, ФСС, ПФР.

Продолжение следует!

Об авторе: Николай

Николай Соковнин - главный автор и администратор этого сайта. Цель моего сайта - помочь начинающим предпринимателям и бухгалтерам разобраться в налогах, декларациях и бухгалтерских программах!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2012 - 2019 Энциклопедия начинающего предпринимателя