Понедельник, 20 февраля 2017 18 +  RSS
Понедельник, 20 февраля 2017 18 +  RSS
Популярно
11:41, 14 января 2015

Участвуем в госзакупках. Советы начинающему предпринимателю — 2


Государственные закупки (госзакупки) – особая система закупок, призванных обеспечить государственные и муниципальные нужды.

Госзакупки ИП

Оговоримся сразу, если вы ИП, ОАО, да и любое другое юридическое лицо – вы вполне можете быть участником госзакупок. То есть, если вы чувствуете в себе силы выполнить госзаказ, можете смело участвовать. Но у государственных закупок есть свои тонкости.

Во-первых, казалось бы, причем тут субъекты малого предпринимательства, если речь о достаточно масштабных и серьезных закупках – государственных и муниципальных? Все дело в том, что на основании ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», государственные и муниципальные заказчики ОБЯЗАНЫ делать закупки у субъектов малого предпринимательства (кстати, годовой объем таких закупок должен быть не менее, чем 15 % от общего объема закупаемых товаров, работ и услуг). Вот и приходится государственным и муниципальным органам прибегать к услугам СМП, не важно, хотят они того или нет.

Выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) происходит конкурентными и неконкурентными способами.

К первым относятся:

  •  открытые и закрытые конкурсы (нас интересуют только открытые),
  • аукционы (электронный аукцион),
  • запросы котировок,
  • запросы предложений.

Ко вторым – заключение государственного контракта с единственным поставщиком.

Итак, если вы все-таки решились на участие в госзакупках:

  1. Вы уверены в конкурентоспособности вашей продукции или в том, что сможете вовремя выполнить работы, осуществить поставки? Это очень важный момент, потому как государственный заказ – дело серьезное, и неисполнение обязательств грозит штрафами, так же как и просрочка – пеней. Желательно ознакомиться с постановлением Правительства РФ № 1063, которое, как раз, и определяет порядок начисления штрафов и пеней. Если вы уже знаете цену контракта, можно примерно просчитать, какой суммой вы рискуете в случае неисполнения обязательства (предельные размеры указаны в постановлении). Но есть и плюсы: государственный или муниципальный заказчик также несет ответственность.
  2. Необходимо получить электронно-цифровую подпись – ЭЦП. Здесь, думается, нет ничего сложного: достаточно ознакомиться с информацией на тематических ресурсах и заказать электронную подпись. Стоимость такой подписи вполне приемлема, обычно, в районе тысячи рублей. Для чего нужна ЭЦП? Ею подписываются все электронные документы, а участие в госзакупках предполагает собой документооборот, особенно если речь об электронном аукционе.
  3. Регистрация на портале государственных закупок.

Официальный ресурс, на котором осуществляются все госзакупки в России — http://zakupki.gov.ru. Но для того, чтобы начать деятельность в качестве участника закупок, необходимо получить доступ к личному кабинету, т.е. зарегистрироваться на портале.

  1. Изучаем действующие извещения о закупках.

Государственный или муниципальный заказчик для того, чтобы совершить закупку, публикует на сайте извещение о закупке. В нем, обычно, содержится информация о заказчике, краткие условия контракта, объект закупки, сроки, способ определения поставщика (подрядчика или исполнителя) и т.д. То есть вся нужная информация в сжатом виде. Кроме извещения на сайте публикуется конкурсная документация – это именно то, что следует изучить со всей внимательностью.

В конкурсной документации содержатся все необходимые нам сведения: полное, четкое и детальное описание объекта закупки, технические и качественные требования, сроки оказания услуг, требования к исполнителю. К конкурсной документации всегда прилагается проект контракта, который будет заключен с победителем. Во избежание проблем в дальнейшем, внимательно почитайте контракт, в частности положения о сроках оказания услуг и ответственности сторон за ненадлежащее и несвоевременное их исполнение.

Чтобы найти «свое» (то есть по вашему виду деятельности) извещение придется регулярно проводить мониторинг сайта, благо есть поиск по ключевым словам.

Если вы участвуете в открытом конкурсе, в конкурсной документации будет указано, по каким критериям будет происходить оценка, то есть то, по каким параметрам будет выбран победитель. Что касается электронного аукциона, то здесь все понятно – выиграет тот, кто предложит самую низкую цену. Но здесь важно не «заиграться» — азартные участники закупки, порой, так увлекаются соревнованием, что забывают о собственной выгоде и даже иногда так снижают цену, что приходится выполнять заказ себе в убыток. А обратного пути уже нет…

  1. Собираем документацию и участвуем в выборе исполнителя (поставщика, подрядчика).

В извещении всегда указан срок, до которого можно подать заявку. С требованиями к заявке можно ознакомиться, изучив положения 44 ФЗ, на этом мы не будет останавливаться. Если подал заявку позже срока – она «вне игры». Поэтому внимательно следим за этим моментом. В момент окончания срока подачи заявок государственный или муниципальный заказчик производит вскрытие конвертов с звяками (а все они подаются в непрозрачных конвертах). После этого у заказчика есть порядка 20 дней (если речь идет об открытом конкурсе), в течение которых происходит рассмотрение и оценка заявок. После составляется протокол с указанием победителя и публикуется на сайте госзакупок. С победителем заключается контракт.

В целом, государственные и муниципальные закупки – отличный шаг для субъектов малого предпринимательства так сказать, проявить себя (читай – заработать репутацию и деньги). Возможно, это именно то, чем вам будет интересно заниматься в дальнейшем, на чем вы сможете сделать себе имя. Ведь, выполняя государственные и муниципальные заказы, вы повышаете свои шансы стать победителем в следующем конкурсе, ведь у вас уже будет опыт. Но перед тем как поучаствовать в них, стоит подумать: уверены ли вы в своих силах? Потому что дело это, как ни крути, достаточно серьезное.

Об авторе: Екатерина Романова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Энциклопедия начинающего предпринимателя
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru