«Как работу по уборке помещений оформить на бухгалтера? Можно ли поручить ей работу по совместительству?» Такой вопрос задала наша читательница. И сразу стало понятно, что совместительство – очень непонятная, но, в то же время, актуальная тема для предпринимателей.
Действительно, что такое совместительство, и как его правильно оформить? Как нужно оплачивать такую работу, как учитывать? Как понять, в конце концов, нужно ли вообще оформлять совместительство в том или ином случае? Вопросов много. И мы в очередном цикле статей постараемся как можно подробнее рассказать об этом.
Трудовой кодекс РФ посвятил совместительству целую главу (Глава 44).
Итак, основные положения:
1. Совместительство — это работа по другому, специально заключенному трудовому договору.
Например, желающая работать по совместительству в качестве уборщицы уже работает у вас бухгалтером. Эта работа для неё основная. Чтобы оформить совместительство, нужно заключить с работницей новый (второй) трудовой договор, в котором указать, что работа уборщиком является работой по совместительству. Обратите внимание! Это не изменение условий старого трудового договора, а полноценный новый трудовой договор, но с другими условиями (режим, оплата, отпуск)
2. У работника, заключающего договор о работе по совместительству, должна быть основная работа, неважно у этого же работодателя или у другого.
Если основная работа у этого же работодателя, то совместительство будет внутренним, если у другого – внешним. Но вид совместительства — просто классификация, не влияющая на оформление, оплату и другие условия совместительства.
3. Разрешается заключать договоры о работе по совместительству с несколькими работодателями.
То есть, человек может иметь основную работу (там хранится и заполняется его трудовая книжка), и несколько работ по совместительству. Например, работать бухгалтером по совместительству у 5 предпринимателей одновременно. И при этом иметь еще основную работу. Главное, чтобы успевал все делать.
4. Оформление совместительства – это полноценная процедура приема.
Поэтому обязательны и инструктажи по охране труда и ПБ, и ознакомление с ЛНА, и оформление договора с личной карточкой, и издание приказа о приеме.
А вот запись в трудовую книжку вносить не обязательно. Эта запись может быть сделана, если работник захочет.
5. Работа по совместительству предполагает занятость после основной работы и в выходные дни.
Из этого следует, что в табеле учета рабочего времени фиксируется время работы совместителя тоже. А если совместитель внутренний, то у вас в табеле он будет учтен двумя строками: как основной работник и как совместитель. Как будто это два разных человека.
6. По совместительству работник может работать по любой профессии или должности.
Ограничения касаются только работников, занятых на работе с вредными (и/или опасными) условиями труда. Им нельзя работать по совместительству, если и эта работа тоже вредная.
Нельзя работать по совместительству и работникам, которым не исполнилось 18 лет.
7. Прекратить договор с совместителем можно по всем основаниям, которые предусмотрены ТК РФ.
Плюс добавлено дополнительное основание – совместителя можно уволить потому, что принимается человек, для которого эта работа будет основной.
В следующей статье мы разберем ограничения в режиме рабочего времени совместителя, посмотрим, какие особенности имеет предоставление ежегодного (очередного) отпуска такому работнику.
Здравствуйте. Поясните, пожалуйста, по п. 5 «Работа по совместительству предполагает занятость после основной работы и в выходные дни». Работа у меня в одной организации. Если я на основной работе имею свободное время в течение 8-ми часового дня, и могу заниматься дополнительной работой, но не имею права получается?
Если дополнительная работа выполняется в течение 8-часового рабочего дня, то это не совместительство, а совмещение должностей. И оформляется такая работа не так, как совместительство, а иначе.