Эта статья завершает цикл, посвященный специальной оценке условий труда. Мы очень подробно рассказываем об этой процедуре, потому что всем работодателям придется ее проводить.
Сегодня я расскажу, какие меры предусмотрел законодатель, чтобы результаты оценки рабочих мест были объективными. Ведь еще при обсуждении закона высказывались опасения,что работодатели воспользуются спецоценкой, чтобы признать прежде вредные условия труда не очень вредными или вовсе допустимыми.
Да, вероятность фальсификации результатов спецоценки достаточно велика, ведь на кону большие деньги: дополнительные взносы в ПФ, доплаты за «вредность», гарантии. Поэтому предусмотрены некоторые меры, призванные снизить процент злоупотреблений.
Жесткие требования к спец.организациям
Значительно ужесточились требования к организациям, которые будут иметь право оказывать услуги по проведению спецоценки, и к экспертам, которые будут присваивать класс вредности условиям труда.
Бешеные штрафы
С 2015 года в КоАП РФ вводится новая статья 14.54, которая предусматривает повышенную ответственность для организаций, занимающихся проведением спецоценки. За первый случай нарушения такие организации наказываются штрафом до 100 тыс. рублей, а должностные лица (эксперты) — до 30 тыс. рублей. За повторное нарушение штрафы увеличиваются вдвое или экспертам грозит дисквалификация, а организациям – приостановление деятельности.
Расчет на то, что специалисты будут крепче держаться за свой статус, ведь получить корочку эксперта стало сложнее и дороже,
Участие работников в процедуре
Закон обязывает (должен, а не имеет право) работника знакомиться с итогами спецоценки. Кроме того, работнику дано право принимать участие в этой процедуре. Он может присутствовать на своем рабочем месте при проведении всех этапов спецоценки, обращаться за разъяснениями, обжаловать результаты, если они, по его мнению, необъективны.
Закон всячески стимулирует работника активно участвовать в оценке его рабочего места.
Унификация процедуры
Процедура спецоценки прописана в законе очень подробно: как проводится идентификация факторов, как описывается, что сначала нужно сделать, что потом, как выглядит отчет, как его заполнять. На всех шагах мы останавливались достаточно подробно в предыдущих статьях.
Такая унификация позволяет сделать всю процедуру более прозрачной, понятной. Если работодатель принял все меры, чтобы его работники работали в безопасных условиях, то спецоценка станет тем механизмом, который освободит его от лишних расходов. А те работники, которые действительно подвергаются воздействию вредных факторов, получат необходимые компенсации и гарантии.
Полная ответственность работодателя
Убрали разделение ответственности работодателя и организации, проводящей измерения. Теперь в комиссию по проведению спецоценки не входит эксперт, а только представители работодателя и работников. И полная ответственность за своевременность и правильность проведения спецоценки ложится на работодателя в соответствии с новой статьей 5.27.1 КоАП РФ.
Все эти меры должны, по мнению законодателей, снизить вероятность злоупотреблений при проведении специальной оценки условий труда.
В заключении хочу обратить ваше внимание на то, что есть случаи, когда спецоценку нужно проводить внепланово, не дожидаясь, когда пройдут установленные 5 лет.
Если вы создали новые рабочие места, заменили производственное оборудование, технологию производства, перешли на другое сырье, закупили другие средства индивидуальной защиты, то обязаны вновь провести спецоценку, чтобы определить, как повлияли эти нововведения на безопасность.
Ну а если произошел несчастный случай, выявлено профзаболевание, получено предписание инспектора ГИТ, представители работника настаивают на внеплановой проверке – тогда срочно нужно провести спеоценку вне плана.
Николай, Вы сообщите, когда приказ пройдет регистрацию в Минюсте и можно будет начать проводить спецоценку?
Регистрация в Минюсте прошла 21.03.2014. Но приказ вступает в силу через 10 дней после опубликования. Поскольку опубликован он только 28.03.2014, то начнет действовать с 08.04.2014.