В конце года мы обычно подводим итоги, анализируем результаты нашей работы. Причем заслуги в успехе приписываем себе лично, а вот неудачи сваливаем на внешние обстоятельства: высокие налоги, плохие законы, ленивых работников.
В этой статье я расскажу, как локальные нормативные акты (ЛА) могут облегчить Вам работу с персоналом.
Что такое локальные акты ?
Это своды правил, которые установлены в одной отдельно взятой фирме, компании, организации. Это локальные законы, которые распространяются только на Вас и ваших работников. О том, какие локальные акты должны быть обязательно, мы уже писали в этой статье.
Принять локальный акт – это обязанность работодателя, но вовсе не обуза, как думают многие. Это возможность изложить на бумаге в доступной форме все правила, все нюансы трудовых взаимоотношений, которые возникают у Вас с работниками.
- Вы хотите, чтобы работники приходили не за мгновение до открытия магазина, а минут за 10-15? Пожалуйста, зафиксируйте в Правилах эту обязанность.
- Вам надоела чехарда с отпусками, когда график не работает, а все идут в отпуск по неделе и когда им вздумается? Отметьте и этот момент.
- Все Ваши работники материально ответственные лица, а при увольнении нет возможности законно заставить их передавать ценности? Внесите в Правила действия такого работника при увольнении, разработайте порядок приема-передачи должности.
Как они действуют?
Итак, Трудовой кодекс РФ разрешает очень многие моменты трудовых отношений продумать самостоятельно и зафиксировать их на локальном уровне. Но многие работодатели (не только ИП), составляют локальные акты формально, просто для того, чтобы были. В этом случае ЛА не работают, ведь их составляли не для работы.
А могли бы:
1. Информировать, разъяснять.
При приеме на работу вы обязаны знакомить работника со всеми локальными актами, которые его касаются. То есть, еще не подписав трудовой договор, работник узнаёт, какие правила установлены в компании.
На этом этапе вы убираете все недомолвки, недопонимания со стороны работника (А я думал, что будет так….), убираете причину слухов (А мне говорили, что …..). Если правил нет или они непонятны, то и выполнить их невозможно.
2. Предостерегать.
При нарушении каких-либо положений и норм, прописанных в ЛА, работника можно наказать. И алгоритм, и виды наказаний нужно тщательно прописать в ЛА. Это важно не только для работодателя. Работник тоже должен представлять, какое наказание его ждет в том или ином случае. Это, конечно, не очень мотивирует на работу, но от безделья предостерегает.
3. Систематизировать знания по управлению персоналом.
У многих работодателей (90% точно) нет четкого представления, что нужно делать в ситуациях, когда работник опаздывает, прогуливает, не справляется с обязанностями.Как обосновать законность заключения срочного договора? Какие действия предпринять, если работник причинил ущерб?
Таких вопросов сотни, а ТК РФ дает только общие нормы, предлагая работодателям самим прописать правила.
А эти правила отсутствуют не только на бумаге, но и головах руководителей. Каждый раз форс-мажорные обстоятельства раздражают, сбивают с толка. Такая неясность очень вредит имиджу работодателя, потому что заставляет его срываться на крик и угрозы, выявляет его правовую беспомощность.
Гораздо правильнее заранее учесть все случаи, описав в ЛА все действия работников и самого работодателя в той или иной ситуации. И никто не скажет, что не знал. При приеме все расписываются в листах ознакомления с ЛА.
Итак, разработайте СВОИ правила игры у себя в компании хотя бы со следующего года. И придерживайтесь их сами, тогда и работники будут играть по вашим правилам.
Если у вас возникнут сложности с составлением ЛА, обращайтесь за помощью или задайте вопрос в комментариях.
Здравствуйте!
Если Вас не затруднит, будьте добры ответить на вопрос: работник совершил нарушение. За какой срок руководитель вправе его наказать — за день, в который было совершено нарушение, или за весь месяц?
С уважением, Олег.
Здравствуйте, Олег.
Дисциплинарное взыскание объявляют не за период, а за конкретное нарушение. Наказать работника можно в течение месяца с момента совершения проступка.
Да, все правильно, когда у меня был бизнес в торговле, акты мы разработали самостоятельно и эти акты очень помогали мне при общении с работниками, особенно тот, где указаны штрафные санкции.
И сейчас я думаю ситуация не изменилась.
Конечно не изменилась, ведь люди (работники) другими не стали.
Уже больше 10 лет работаю с ИП-работодателями, и ведь правда, до сих пор считал, что составление локальных трудовых актов — это «обуза». А сейчас вижу, что был не прав.
Спасибо за интересную и полезную статью, Анна!!!