Пятница, 8 ноября 2024 18 +  RSS
Пятница, 8 ноября 2024 18 +  RSS
Популярно
6:13, 22 июля 2014

Как определить сумму ущерба, которую можно взыскать с сотрудников


В прошлой статье мы попросили своих читателей ответить на один каверзный вопрос. Какой способ определения суммы для взыскания вы считаете правильным?

<!— Put this script tag to the of your page —>

//
Почему именно этот вариант? Как вы рассуждали?

Логика предпринимателя

Собственник рассуждает примерно так. Если ревизия показала наличие недостачи, возможны две причины: либо товар украден (покупателями или работниками), либо числится слишком много остатков (бардак в учете). Простить сотрудникам можно только товар, украденный покупателями, но как это доказать и высчитать? Поэтому не прощаем ничего!
Если выявлена пересортица, то это тоже свидетельствует об ошибках учета или плохом знании товара кассирами. Равноценный пересорт простить еще можно, а вот неравноценный, когда товар продается по цене более дешевого – это уже злоупотребление. Излишки могут появиться только в случае пересортицы или грубых ошибок учета, потому что много реальных остатков просто не может быть (не приносят же продавцы свои товары). Поэтому, наличие излишков — тоже повод найти виноватого.

Итак, любые расхождения реальных остатков с учетными – это ошибки бухгалтера или злоупотребления продавцов. Поэтому прощать излишки — значит, поощрять пересортицу. А сумму взыскания определю-ка я как недостачу в розничных ценах, потому что иначе получится, что я продаю товар сотрудникам по себестоимости, т.е. поощряю воровство.

Логика закона

Сторона трудового договора, причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. При этом договорная ответственность работника перед работодателем не может быть выше, чем это предусмотрено законодательством (статья 232 ТК РФ).

Что это значит? Какой предел предусматривает законодательство для работника?
Считая работника более слабой стороной трудовых отношений, статья 238 ТК РФ запрещает взыскивать с работника упущенную выгоду (наценку), разрешая удерживать только прямой действительный ущерб, к которому относится и недостача ценностей (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19.10.2006 N 1746-6-1).

Методические указания по бухучету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России №119н, в пункте 29 уточняют:

суммы недостач списываются со счетов учета по их фактической себестоимости, которая включает в себя договорную (учетную) цену запаса и долю транспортно-заготовительных расходов, относящуюся к этому запасу. Порядок расчета указанной доли устанавливается организацией самостоятельно.

То есть, фактические затраты работодателя по приобретению товара, отраженные в бухучете, — это и есть сумма недостачи, подлежащая списанию. И эту сумму нужно взыскивать с материально-ответственных лиц.

Найдем теперь статью 246 Трудового кодекса РФ, которая разрешает взыскать с работника ущерб исходя из рыночных цен утраченного товара. Но воспользоваться этой статьей крайне затруднительно, поскольку трудовое законодательство не объясняет, как посчитать рыночную стоимость товара. Можно, конечно, воспользоваться положениями Закона №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»:

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией.

И рискнуть определить стоимость недостающих товаров по рыночным ценам. Но учтем два важных момента:
1. Определять рыночную цену товара нужно будет на день причинения ущерба, а если невозможно определить этот день, то на день обнаружения ущерба (т.е. на день проведения инвентаризации).
2. Если возникнет спор о сумме взыскания, то работодатель должен будет документально доказать правильность определения рыночной стоимости товара. При нехватке доказательств рыночную цену определит суд.

Итак, взыскать недостачу товара можно и в рыночных ценах. Но всегда ли это выгоднее для магазина?

Немного статистики

Причины недостачи в розничных магазинах:
• 25% — воровство покупателей,
• 25% — брак/порча товара,
• 30% — воровство кассиров,
• 20% — воровство другого персонала магазина.
Нормальным уровнем воровства признается 0.3-0.5% от оборота. При более высоком уровне краж нужно срочно принимать меры.

Каков же правильный ответ на вопрос?

Вы дали свой ответ? Я посмотрю результаты опроса, и в следующей статье мы расставим все точки над Ё, а также начнем подробно рассматривать алгоритм взыскания ущерба с МОЛ после проведения инвентаризации.

Об авторе: Анна Славинская

Анна Славинская, кадровик-практик. Личный сайт www.slavianna.ru с бесплатными материалами. Группа ВК https://vk.com/kadrydoc отвечаю на вопросы в реальном времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2012 - 2024 Энциклопедия начинающего предпринимателя