Сегодня на сайте появилась новая рубрика «Разъяснения законодательства». В данной рубрике я буду публиковать подборку интересных писем из Минфина и ФНС, в которых содержатся разъяснения по сложным вопросам налогового законодательства. Упор будет сделан на спецрежимы (ЕНВД, УСН и патенты), а также НДФЛ.
Рубрика будет организована следующим образом: Сначала идет краткий комментарий к письму, а затем под спойлером — непосредственно сам документ. Такой подход позволит читателю быстро ознакомиться со списком писем, выбрать интересный и важный для него документ и ознакомится с ним. Новости по данной теме будут выходить не реже 1 раза в неделю, предположительно в выходные. Могу это делать чаще. В конце статьи есть форма-опрос по этому вопросу.
Свежие разъяснения Минфина и ФНС на налоговому законодательству:
1. Минфин и ФНС указали, что индивидуальный предприниматель может совмещать 2 спец. режима: УСН и патентную систему налогообложения.
[spoiler]
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 6 марта 2013 г. N ЕД-4-3/3776@
О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ
от 13.02.2013 № 03-11-09/3758
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13.02.2013 № 03-11-09/3758 по вопросам совмещения применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения.
Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.В. ЕГОРОВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 февраля 2013 г. № 03-11-09/3758
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросам совмещения применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности сообщает следующее.
Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс) не содержит запрета на совмещение налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения. В этой связи индивидуальный предприниматель — налогоплательщик упрощенной системы налогообложения вправе в течение календарного года перейти на патентную систему налогообложения по отдельным видам предпринимательской деятельности, в отношении которых она введена законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 346.23 Кодекса налогоплательщики — индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, представляют по итогам налогового периода (календарного года) налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства. Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, не представляется (статья 346.52 Кодекса).
Таким образом, если индивидуальный предприниматель — налогоплательщик упрощенной системы налогообложения в течение календарного года переходит на патентную систему налогообложения по отдельному виду предпринимательской деятельности, то есть совмещает два указанных специальных налоговых режима, то он обязан представить налоговую декларацию по упрощенной системе налогообложения, в которой доходы определяются без учета доходов от предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 346.18 Кодекса налогоплательщик упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, уплачивает минимальный налог, сумма которого исчисляется за налоговый период в размере 1 процента от налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 Кодекса. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
В том случае, если индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, и патентную систему налогообложения, то сумма минимального налога исчисляется только от доходов, полученных от предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения без учета доходов от предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В. ТРУНИН
[/spoiler]
2. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы», учитывают стоимость приобретенных для перепродажи земельных участков в момент их реализации.
[spoiler]
Вопрос: Организация применяет УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Одним из видов деятельности является покупка и продажа земельных участков.
Организация приобрела три земельных участка для последующей их перепродажи. До момента реализации данные земельные участки сдавались в аренду сторонним организациям на основании краткосрочных и долгосрочных договоров аренды. Данные земельные участки находились в собственности организации более 12 месяцев.
В соответствии с п. 4 ст. 346.16 НК РФ в состав основных средств и нематериальных активов включаются только те основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 256 НК РФ земля не подлежит амортизации.
Может ли организация при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, учесть расходы на приобретение земельных участков, приобретенных с целью дальнейшей перепродажи?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 февраля 2013 г. N 03-11-06/2/5946
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в пределах своей компетенции рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.
В соответствии с пп. 23 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в пп. 8 п. 1 ст. 346.16 Кодекса), а также на расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе на расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров.
Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются в составе расходов по мере реализации указанных товаров (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 Кодекса).
Таким образом, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму фактически понесенных им расходов на приобретение земельных участков, которые приобретаются им с целью дальнейшей перепродажи, в момент их реализации. В иных случаях расходы на приобретение земельных участков в целях налогообложения в рамках применения упрощенной системы налогообложения не учитываются.
Одновременно следует отметить, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.
При этом в соответствии с Положением и Регламентом, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. РАЗГУЛИН
28.02.2013
[/spoiler]
3. С 1 января 2013 г. формы первичных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм, не являются обязательными для применения в целях документального подтверждения расходов. Однако установленные уполномоченными органами на основании федеральных законов формы документов, используемых в качестве первичных, остаются обязательными для применения.
[spoiler]
Вопрос: С 01.01.2013 вступил в действие новый закон о бухгалтерском учете — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ. В связи с его принятием фактически отменены все утвержденные ранее унифицированные формы первичных учетных документов.
С 2013 г. документ считается соответствующим требованиям законодательства РФ, если в нем содержатся все обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
Организацией разработана форма накладной, включающая раздел о товаре (по аналогии с ТОРГ-12) и транспортный раздел, в котором заполняются данные о транспортировке ТМЦ. Данная накладная подписывается представителями грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя.
Услуги по доставке ТМЦ осуществляются за счет продавца. Достаточно ли указанной накладной для подтверждения обоснованности расходов продавца на доставку ТМЦ покупателям и расходов покупателя на приобретение данных ТМЦ в целях налога на прибыль?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 февраля 2013 г. № 03-03-06/1/5971
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу подтверждения расходов на перевозку грузов сообщает следующее.
На основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях гл. 25 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), вступившим в силу 1 января 2013 г., каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Законом N 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа.
Таким образом, с 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами на основании других федеральных законов и в соответствии с ними (например, кассовые документы).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. РАЗГУЛИН
28.02.2013
[/spoiler]
4. В целях применения патентной системы количество объектов, передаваемых в аренду, определяется на основании договоров аренды, которые предприниматель заключает с конкретными арендаторами.
[spoiler]
Вопрос: В соответствии с пп. 3 п. 8 ст. 346.43 НК РФ с 1 января 2013 г. Законом субъекта о введении в действие патентной системы налогообложения и применении ее индивидуальным предпринимателем на территории субъекта для вида предпринимательской деятельности «сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности» установлен размер потенциально возможного к получению годового дохода в зависимости от количества обособленных объектов.
Что в данном случае является обособленным объектом:
— отдельное здание, сооружение, помещение, имущественный комплекс независимо от площади объекта и количества возможных арендаторов таких объектов;
— сдаваемая индивидуальным предпринимателем в аренду часть здания, сооружения, помещения по договору с одним арендатором?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 февраля 2013 г. № 03-11-10/5810
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо о порядке применения патентной системы налогообложения и на основании содержащейся в письме информации сообщает следующее.
В соответствии с пп. 3 п. 8 ст. 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в отношении предпринимательской деятельности, указанной в пп. 19 п. 2 указанной статьи Кодекса, в зависимости от количества обособленных объектов (площадей).
Согласно пп. 19 п. 2 ст. 346.43 Кодекса патентная система налогообложения может применяться индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по сдаче в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности.
Таким образом, размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по указанным видам предпринимательской деятельности, может быть дифференцирован в зависимости от количества объектов или площади объектов, передаваемых в аренду (внаем).
Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статьей 607 ГК РФ установлено, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Как следует из ст. 671 ГК РФ, по договору найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) — обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. Юридическим лицам жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основе договора аренды или иного договора.
Объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания: квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома (п. 1 ст. 673 ГК РФ). Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме (ст. 674 ГК РФ).
Таким образом, количество объектов, передаваемых в аренду (внаем), определяется на основании договоров аренды (найма), заключаемых индивидуальным предпринимателем — арендодателем (наймодателем) с конкретными арендаторами (нанимателями).
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д. ШАТАЛОВ
28.02.2013
[/spoiler]
5. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы», вправе учесть расходы, указанные в закрытом перечне, который приведен в ст. 346.16 НК РФ, если они экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.
[spoiler]
Вопрос: Кредитный потребительский кооператив осуществляет деятельность по организации финансовой взаимопомощи членам кредитного кооператива (пайщикам). Финансовая взаимопомощь осуществляется следующим образом: паенакопления (паи), вносимые членами кооператива, привлеченные денежные средства в виде личных сбережений, передаваемые членами кооператива, и иные денежные средства объединяются в фонд финансовой взаимопомощи, средства которого размещаются в займы членам кооператива по договорам займа.
Имеет ли право кредитный потребительский кооператив, применяющий УСН, включать в состав затрат расходы, поименованные в ст. 346.16 НК РФ, учитывая, что эти расходы произведены с целью получить доход в виде процентов по займам, выданным пайщикам кооператива?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМА
от 28 февраля 2013 г. N 03-11-06/2/5838, от 28 февраля 2013 г. N 03-11-06/2/5840
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения упрощенной системы налогообложения кредитным потребительским кооперативом и сообщает следующее.
В соответствии с гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) некоммерческие организации, в том числе кредитные потребительские кооперативы, вправе применять данный специальный налоговый режим при условии соблюдения ограничений, установленных ст. 346.12 Кодекса.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные ст. 346.16 Кодекса, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса. При этом перечень вышеназванных расходов является исчерпывающим.
Также следует обратить внимание, что налогоплательщики — получатели целевых поступлений, указанных в ст. 251 Кодекса, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
При этом информируем, что согласно Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Полагаем, что по вопросам, изложенным в письме, следует обращаться в налоговые органы по месту постановки на налоговый учет.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. РАЗГУЛИН
[/spoiler]
6. Налогом на доходы физических лиц не облагается сумма компенсации расходов, которые были понесены работником организации в связи с использованием им личного транспорта и других технических средств в интересах работодателя при выполнении трудовых обязанностей.
[spoiler]
Вопрос: В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Поскольку гл. 23 НК РФ не содержит норм компенсаций при использовании личного имущества работника в служебных целях и не предусматривает порядка их установления, то для целей применения п. 3 ст. 217 НК РФ следует руководствоваться положениями ТК РФ.
Согласно ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
Подлежит ли налогообложению НДФЛ компенсационная выплата за использование личного транспорта и других технических средств в служебных целях, учитывая наличие документов, подтверждающих принадлежность используемого имущества налогоплательщику, а также расчетов компенсаций и документов, подтверждающих фактическое использование имущества в интересах работодателя, осуществление расходов на эти цели?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 февраля 2013 г. № 03-04-06/5600
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм возмещения организацией расходов ее работника, связанных с использованием личного имущества, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Поскольку гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса не содержит норм компенсаций при использовании личного имущества работника в служебных целях и не предусматривает порядка их установления, то для целей применения п. 3 ст. 217 Кодекса следует руководствоваться положениями Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 188 Трудового кодекса Российской Федерации при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
Таким образом, суммы компенсационных выплат по возмещению расходов в связи с использованием личного транспорта работника и других технических средств в интересах работодателя при выполнении своих трудовых обязанностей в соответствии с соглашением сторон трудового договора подлежат освобождению от обложения налогом на доходы физических лиц в соответствии с п. 3 ст. 217 Кодекса.
При этом должны иметься документы, подтверждающие принадлежность используемого имущества налогоплательщику, а также расчеты компенсаций и документы, подтверждающие фактическое использование имущества в интересах работодателя, а также документы, подтверждающие суммы произведенных в этой связи расходов.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. РАЗГУЛИН
27.02.2013
[/spoiler]
7. Если индивидуальный предприниматель приобрел и ввел в эксплуатацию основное средство в период применения ЕНВД, то после перехода на общий режим он не вправе принять к вычету НДС, относящийся к остаточной стоимости указанного имущества.
[spoiler]
Вопрос: ИП в 2012 г. в период применения системы налогообложения в виде ЕНВД приобрел грузовой автомобиль для осуществления перевозок. С 2013 г. ИП применяет общую систему налогообложения.
Вправе ли ИП в I квартале 2013 г. применить вычет по НДС в отношении автомобиля?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 февраля 2013 г. № 03-07-14/5489
В связи с обращением по вопросу применения налога на добавленную стоимость по основным средствам налогоплательщиком, перешедшим на общий режим налогообложения с системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
На основании п. 9 ст. 346.26 гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при переходе налогоплательщика с уплаты единого налога на вмененный доход на общий режим налогообложения суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам, имущественным правам), которые не были использованы в деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, подлежат вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса.
Статьями 171 и 172 гл. 21 Кодекса порядок осуществления вычетов налога на добавленную стоимость, относящегося к остаточной стоимости основных средств, ранее принятых к учету в установленном порядке по стоимости с учетом этого налога, не предусмотрен.
Таким образом, налог на добавленную стоимость, относящийся к остаточной стоимости основных средств, приобретенных и введенных в эксплуатацию в период применения налогоплательщиком системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, к вычету при исчислении налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, не принимается.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
26.02.2013
[/spoiler]
8. Если гражданин не имеет доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 13 процентов, то он не может отказаться от права получения вычета на ребенка в пользу другого родителя. При определении размера стандартного вычета по НДФЛ учитывается общее количество детей налогоплательщика. Первым ребенком считается наиболее старший по возрасту независимо от того, предоставляется на него вычет или нет.
[spoiler]
Вопрос:
1. Может ли неработающий родитель подать заявление об отказе от получения стандартного налогового вычета по НДФЛ в пользу второго родителя?
2. Вправе ли родители получать данный вычет в размере 3000 руб. на третьего ребенка, если старшим детям больше 18 лет и они не являются учащимися очной формы обучения?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 февраля 2013 г. № 03-04-05/8-133
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу предоставления стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
1. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок.
Согласно абз. 16 пп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.
При этом отказаться от получения данного налогового вычета налогоплательщик может, только если он имеет на него право и оно подтверждено соответствующими документами.
Право на получение данного налогового вычета ограничено рядом условий, например нахождением ребенка на обеспечении налогоплательщика, наличием у налогоплательщика дохода, облагаемого налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов, и непревышением размера такого дохода установленной величины в сумме 280 000 руб.
Поскольку в рассматриваемом случае у одного из неработающих родителей отсутствуют доходы, подлежащие налогообложению по ставке 13 процентов, передавать свое право на получение стандартного налогового вычета другому родителю он не может.
2. Согласно абз. 12 пп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.
При определении применяемого размера стандартного налогового вычета учитывается общее количество детей, то есть первый ребенок — это наиболее старший по возрасту ребенок, вне зависимости от того, предоставляется на него вычет или нет.
Таким образом, для получения налогового вычета на третьего ребенка в возрасте до 18 лет возраст первого и второго ребенка значения не имеет.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. РАЗГУЛИН
26.02.2013
[/spoiler]
9. Не облагаются НДФЛ доходы (в том числе в натуральной форме), получаемые гражданином в связи с аварией, которая относится к чрезвычайным ситуациям и факт которой документально подтвержден.
[spoiler]
Вопрос: В организации произошла авария, факт которой подтвержден рапортом начальника государственного учреждения Федеральной противопожарной службы МЧС России по субъекту РФ, Межрегиональным технологическим управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ, локальными актами организации.
Согласно акту о расследовании группового несчастного случая, составленному комиссией работодателя, авария произошла по техническим и организационным причинам.
В результате аварии признаны пострадавшими работники организации и работники подрядных организаций.
Пострадавшим лицам переданы в дар квартиры, принадлежащие организации.
Положения п. 8 ст. 217 НК РФ позволяют отнести суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, независимо от источников выплат к доходам, освобождаемым от налогообложения НДФЛ.
При этом налоговое законодательство не содержит понятия «чрезвычайное обстоятельство» и не содержит критериев отнесения аварии к стихийному бедствию.
Освобождаются ли доходы указанных работников в виде полученных в дар квартир вследствие их признания пострадавшими при аварии на основании п. 8 ст. 217 НК РФ или же данные доходы облагаются НДФЛ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 февраля 2013 г. № 03-04-06/0-34
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо об исчислении налога на доходы физических лиц при осуществлении выплат физическим лицам в связи с аварией на производстве и сообщает.
В соответствии со ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса.
Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, установлен ст. 217 Кодекса.
К таким доходам п. 3 ст. 217 Кодекса отнесены все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Согласно ст. 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему в соответствии со ст. 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут быть увеличены законом или договором.
Таким образом, выплаты в возмещение вреда освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц на основании п. 3 ст. 217 Кодекса.
Кроме того, согласно абз. 2 п. 8 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, независимо от источника выплаты. Указанные положения применяются также к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме.
С 2012 г. для освобождения от налогообложения выплаты, производимой на основании абз. 2 п. 8 ст. 217 Кодекса, наличие причиненного физическому лицу ущерба в результате стихийного бедствия или другого чрезвычайного обстоятельства и его размер не имеют значения.
Вместе с тем для целей освобождения от налогообложения необходимо подтверждение факта стихийного бедствия или другого чрезвычайного обстоятельства.
Как следует из письма, в организации произошла авария, факт которой подтвержден, в частности, рапортом начальника государственного учреждения Федеральной противопожарной службы МЧС России по субъекту Российской Федерации, Межрегиональным технологическим управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет аварию как разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Статья 217 Кодекса относит стихийное бедствие к чрезвычайным обстоятельствам, в свою очередь, действующие законодательные акты относят стихийные бедствия и аварии к чрезвычайным ситуациям.
В частности, Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет понятие «чрезвычайная ситуация» как обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Таким образом, доходы, в том числе в натуральной форме, получаемые физическими лицами в связи с аварией, относящейся к чрезвычайным ситуациям (чрезвычайным обстоятельствам), факт которой задокументирован в установленном порядке, освобождаются от налогообложения.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. РАЗГУЛИН
04.02.2013
[/spoiler]
10. Основаниями для прекращения взимания транспортного налога являются снятие транспортного средства с учета в регистрирующих органах, угон и возникновение права на льготу.
[spoiler]
Вопрос: О порядке исчисления и уплаты транспортного налога физическими лицами, а также об основаниях для прекращения взимания данного налога.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 27 февраля 2013 г. № БС-3-11/684@
Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение и сообщает следующее.
Ранее Вы обращались в ФНС России по вопросу налоговой задолженности. В соответствии с поручением ФНС России Управлением ФНС России по г. Москве Письмом Вам дан ответ.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса.
Согласно ст. 358 Кодекса объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 362 Кодекса установлено, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Кодексом только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 362 Кодекса взимание транспортного налога производится с учетом количества месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в регистрирующих органах.
Исходя из вышеизложенного, ФНС России поручает Управлению ФНС России по г. Москве уточнить информацию о периоде владения транспортными средствами МОТОЦИКЛ УРАЛ-6737, КМЗ ДНЕПР-МТ-10, МОТОЦИКЛ УРАЛ-810310, направить соответствующий запрос в органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств на территории г. Москвы. В соответствии с полученной информацией подготовить ответ заявителю.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
С.Л. БОНДАРЧУК
27.02.2013
[/spoiler]
[wpsp id=»3963″]
Спасибо за предоставляемую информацию, очень полезные советы и во время.
Большое спасибо, за ваши статьи.
Сказал один Предприниматель, что его бухгалтер знает какой то закон если доход менее чем 50% от вычета, то вычет применять нельзя. Я очень удивилась, т.к. никогда об этом не слышала. Решила обратится к вам. Ваше мнение для меня авторитетно. Большое спасибо.
Елена, я тоже могу ошибаться, но в этом — уверен, т.к. в налоговом кодексе ничего такого и близко нет.
Большое спасибо! Все у Вас четко и понятно, с удовольствием читаю все ваши сообщения.
Спасибо, что читаете нас. Напишите, что интересует конкретно Вас?
Добрый день Николай. Скажите есть ли такой закон который не разрешает применять налоговый вычет в П.Ф., если сумма дохода меньше чем вычет в П.Ф.?
Здравствуйте!
Елена, такого закона нет. А почему у Вас возник данный вопрос?
Спасибо за Вашу работу! Нам, предпринимателям, сложно ориентироваться в сотнях законов и подзаконных актов, да и времени особо на это нет. А на Вашем сайте все сконцентрировано для малого бизнеса. Еще раз спасибо!
Ну, рад что Вам у нас понравилось. Будем стараться и дальше 🙂 Спасибо за добрые слова