Министерство финансов готовит ряд инициатив, призванных уменьшить объем финансовых операций, осуществляемых в теневом секторе экономики. Планируемый прирост налоговых отчислений в бюджет за ближайшие три года оценивается в 400 млрд. рублей.
Разрабатываемые в Минфине законопроекты развивают идеи принятой на недавнем саммите G20 многосторонней программы по обмену налоговой информацией. Российские компании, активно применяющие схемы налоговой оптимизации с помощью офшорных схем, могут лишиться многих преимуществ от их использования. Выявление конечных зарубежных бенефициаров сделает невозможным уход от налогов компаниями, выводящими центры прибыли в страны с более благоприятным фискальным климатом.
Еще одной проблемой, характерной для российской экономики, является большая доля неформальной занятости населения. Институт современного развития оценивает общее количество работников, получающих «серые» зарплаты, почти в 20 млн. человек. Экономией на страховых взносах за персонал, как правило, злоупотребляют небольшие компании.
Почему компании уходят в «тень»
Доля теневого сектора в нашей стране существенно превышает аналогичные показатели в развитых экономиках, достигая почти 20% от объема ВВП. Однако, по мнению многих экспертов, одновременно с решением данной проблемы жесткими фискальными методами необходимо уделить внимание развитию правовой системы в разделе защиты прав собственника. Кроме того, в условиях российского правового поля проведение сложных по своей структуре сделок весьма затруднительно. Крупный бизнес, владеющий большим числом, в том числе и зарубежных, активов, находится в весьма стесненном положении и не способен осуществлять многие операции без использования офшорных схем.
На существенные недостатки правового поля также указывают низкие позиции России в рейтинге Всемирного экономического форума. В частности в институциональном разделе наша страна занимает следующие позиции:
- 133 место по уровню защиты прав частного собственника;
- 119 место по уровню независимости судов;
- 109 место по масштабам коррупции в регулирующих структурах;
- 120 место по общей эффективности правовой системы в вопросах решения хозяйственных споров;
В данной связи рассматривать частичный или полный уход многих представителей крупного бизнеса в «тень» (а по некоторым оценкам это 75% компаний) следует не только через призму ухода от налогообложения. Многие предприниматели просто боятся декларировать свои реальные доходы из-за возможного давления со стороны государственных регулирующих структур.
Также свою роль играет такое специфическое явление как рейдерский захват, иначе говоря, враждебное поглощение. В случае раскрытия информации о реальных бенефициарах, владельцу компании следует предоставить реально действующий механизм защиты от подобных угроз, что потребует существенных доработок правовой базы.
Следует отметить, что использование юрисдикции стран с низким уровнем налогообложения в тех или иных целях фактически является легитимным. Однако все больше экспертов считает, что законы, регулирующие данную сферу, нуждаются в существенных изменениях, которые будут учитывать современные реалии.
По словам замдиректора Центра налоговой политики ОЭСР практика перевода финансовых центров в низконалоговые страны мешает нормальной конкуренции, искажает методы ведения инвестиционной политики на различных уровнях, что ведет к общему снижению производительности во многих отраслях экономики.