Пятница, 8 ноября 2024 18 +  RSS
Пятница, 8 ноября 2024 18 +  RSS
Популярно
13:58, 28 октября 2015

Минфин огорчил предпринимателей, применяющих УСН 6%


Ведомство Силуанова Антона Германовича в своем письме от 06.10.2015 г. за № 03-11-09/57011 дало разъяснения, согласно которым предприниматели, применяющие УСН 6% (доходы), не вправе уменьшать налог на уплаченные страховые взносы в размере 1%.

усн доходы 6 уменьшение налога на взносы 2015

Ранее Минфин в своих письмах все время разрешал предпринимателям уменьшать начисленный налог 6% как на фиксированные платежи ИП, так и на страховой взнос в размере 1%, который уплачивался в случае превышения дохода 300 т.р.

Данное министерство «славится» своей скверной особенностью менять мнение на совершенно противоположное, и согласно новой точки зрения единый налог можно уменьшать только на фиксированные платежи, рассчитанные из МРОТ и страхового тарифа, т.е. в 2015 году — не более, чем на 22.261,38 руб.

Из «страшилок» еще добавлю, что указанное письмо было написано в ответ на запрос из ФНС, а из этого следует:

  • во-первых, налоговики будут ими руководствоваться при камеральной проверке деклараций за 2015 год, а
  • во-вторых — упрощенцам, уменьшившим в 2014 году налог на все взносы, стоит ждать писем из налоговой с просьбой сделать перерасчет и доплатить налог, а также подать изменённые декларации.

Стоит отметить, письма Мифина — это не нормативно-правовые акты, а лишь разъяснения законодательства. В министерстве работают тоже люди, которые, как известно, также могут ошибаться. Кто не согласен с данными разъяснениями и готов отстаивать свою позицию в суде — могут не обращать на них внимание.

В любом случае, пока что нет повода сломя голову бежать пересчитывать налоги за прошлые периоды. Это письмо лишь повод задуматься и держать ситуацию под контролем. Кроме того, на одном из форумов я сегодня прочитал:

Добрый день! сегодня в БСС «Система Главбух» прошла информация, что письмо № 03-11-09/57011 от 6 октября 2015 г. будет отозвано.

По устным заверениям чиновников ведомства, предприниматели, как и прежде, могут принимать к вычету страховые взносы в размере 1 процента с дохода свыше 300000 руб. А письмо Минфина России от 6 октября 2015 г. № 03-11-09/57011, в котором ведомство озвучило другую позицию, планируют отозвать.

Читаем письмо, делаем выводы и берем ситуацию на контроль!

разъяснения минфина

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 6 октября 2015 г. N 03-11-09/57011

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения упрощенной системы налогообложения и сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, как производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, так и не производящие указанных выплат.

При этом с выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам, страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями по тарифам, установленным статьей 12 Федерального закона N 212-ФЗ.

Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ.

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 указанной статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

Таким образом, индивидуальный предприниматель, производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, осуществляет уплату страховых взносов с указанных выплат, а также уплачивает страховые взносы за себя в фиксированном размере, установленном пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ.

Как указывается в письме Минтруда России от 21 ноября 2014 г. N 17-3/10/В-7842, в соответствии с частью 1.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для плательщика страховых взносов — индивидуального предпринимателя, в случае если величина его дохода за расчетный период превышает 300 000 рублей, определяется в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ (26 процентов), увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

Согласно части 1.2 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ (5,1 процента), увеличенное в 12 раз.

Таким образом, фиксированным размером признается размер страховых взносов, определяемый в качестве постоянной величины по формуле как произведение минимального размера оплаты труда на количество месяцев в году и соответствующих тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

При этом сумма страховых взносов, исчисленная как 1,0 процента от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, не может считаться фиксированным размером страхового взноса, поскольку является переменной величиной и зависит от суммы дохода плательщика страховых взносов.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму указанных расходов более чем на 50 процентов.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования как за наемных работников, так и за себя, но не более чем на 50 процентов.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 346.21 Кодекса индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Поскольку сумма страховых взносов, исчисленная в размере 1,0 процента от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, не может считаться фиксированным размером страхового взноса, на указанную сумму взносов сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 346.21 Кодекса, учитываться не должна.

При этом налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшить сумму исчисленного налога (авансовых платежей по налогу) на сумму уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде страховых взносов, в том числе на сумму погашения задолженности по уплате страховых взносов за истекшие отчетные периоды, уплаченную в данном налоговом (отчетном) периоде.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
06.10.2015

Дополнение от 10.12.2015 г.

Минфин отозвал свое письмо — ссылка.

Об авторе: Николай

Николай Соковнин - главный автор и администратор этого сайта. Цель моего сайта - помочь начинающим предпринимателям и бухгалтерам разобраться в налогах, декларациях и бухгалтерских программах!

Обсуждение: 16 комментариев
  1. Галина:

    Скажите, пожалуйста, а если подавать нулевую декларацию, то как быть с взносами в пенсионный фонд? Писать их в декларацию или нет?

    Ответить
    1. Если нет доходов, то и страховые взносы в декларации по УСН не нужно указывать.

      Ответить
  2. Алексей:

    Добрый день, Николай. Если я ИП по 6% и один без сотрудников с доходом по декларации до 300 т.р., то я продолжаю уменьшать налоги на величину уплаченных страховых взносов и за 2015 г?

    Ответить
    1. Добрый день!

      Да, Алексей, для Вас в 2015 году ничего не меняется — можете уменьшать налог как и прежде.

      Ответить
      1. Алексей:

        Больше всего меня раздражают люди, которые смотрят на недостатки Минфина, а на своем сайте не могут навести порядок.
        Эту страницу невозможно открыть с мобильника выскакивает реклама и ее невозможно закрыть.
        Жаль, что нельзя сюда добавить скриншот, так бы всем показал

        Ответить
        1. Добрый день, Алексей!

          За рекламу извините, но траты за сайт чем-то на окупать. Попробуем исправить ситуацию.

          Спасибо за обратную связь.

          Ответить
  3. Сер:

    Как бы им сказать, что они пи****сы !!!
    Мало того, что непосредственный исполнитель этого письма, который готовил и печатал его, абсолютно не знаком с историей темы и не интересовался предыдущими письмами своего же ведомства на эту тему, так они еще и подставляют большое количество ИП как минимум на пени.

    Ответить
    1. Ситуация все же глубже, чем это кажется. Могу привести мнение одного хорошего юриста по данной проблеме, если конечно интересно.

      Ответить
      1. Сер:

        Заслушать мнение да еще хорошего юриста никогда не помешает. Но Вы же вроде такого мнения, что в суде по данному спору налоговая инспекция проиграет.

        Ответить
    2. вот последний кусок

      Потому, что кроме лингвистики существует еще одна наука — право.
      И есть правило приоритета одной нормы над другой.
      Точнее частной нормы над общей.
      Я не юрист, поэтому не претендую на истину в последней инстанции, а лишь только привожу свое мнение. Юристы меня могут поправить.
      Я считаю, что норма пункта 1 статьи 14 Закона 212-ФЗ — общая. Она говорит, что ИП обязан платить взносы за себя в фиксированном размере.
      А норма пункта 1.1 — частная и говорит о том, как в каких случаях этот взнос (в фиксированном размере) уплачивается.
      ИП тут возникает коллизия — противоречие между двумя нормами. Которое возникло из-за банальной ошибки законодателей при принятии поправок к закону — в одном месте добавили 1% от дохода, т.е. заведомо не фиксированный размер, а в другом оставили название «фиксированный размер»
      Противоречие состоит в том, что 1% от выручки нельзя называть фиксированным размером. Это, я думаю и лингвистическая экспертиза (профессиональным лингвистом) должна подтвердить.
      И, следовательно, если считать «главной» норму пункта 1, то взнос в нефиксированном размере 1% от дохода — незаконен и его платить не надо.
      А если главной считать норму пункта 1.1, то следует признать, что ИП обязан платить за себя не только взносы в фиксированном размере. но и в нефиксированном.

      Как я понимаю Сергея Разгулина, он увидел эту ошибку законодателей и следую установившейся традиции «исправил» ее своим письмом. Благо на тот момент он являлся фактически официальным выразителем «мнения Минфина».
      Это порочная практика и я об этом говорю уже далеко не первый год.

      Разгулин ушел. Пришли более молодые специалисты (не по возрасту, а по опыту выражения «мнения Минфина»). Когда очередной налогоплательщик поинтересовался этим «мнением»,получил ответ, основанный не на прошлом желании Разгулина исправить ошибку, а на обычном прочтении текста законов. Т.е., как выражается buh_2014, «буквальном прочтении».

      Читали они сразу Налоговый Кодекс. Где написано: взносы в фиксированном размере. И нет прямой отсылки на 212-ФЗ.
      Причем,это не термин, требующий расшифровки, а характеристика, отличительное свойство тех взносов, которые платит ИП.
      Отвлекусь, чтобы дать аналогичный пример для пояснения. Есть в Налоговом кодексе понятие «операции в иностранной валюте». Это тоже не термин, а характеристика этих операций.
      И есть валютное законодательство, в котором применяется аналогичное словосочетание. Но в валютном законодательстве к операциям с иностранной валютой приравниваются и некоторые операции с рублями.
      Но ведь никому в голову не придет такие операции с рублями приравнять к операциям с иностранной валютой в целях налогообложения.

      Вот так и авторы письма подошли к буквальному прочтению нормы Налогового кодекса. Т.е. взносы в фиксированном размере — это взносы в фиксированном размере, а не 1% от дохода, который не может считаться «фиксированным размером».

      А противоречие в Законе 212-ФЗ решается очень просто:
      Поскольку частная норма главнее общей, значит взносы ИП «за себя» могут состоять не только из фиксированной части, но и «плюс 1 % от дохода сверх 300 т.р.».

      Я не утверждаю, что именно так думали авторы письма, выражающего последнее «мнение Минфина». Но это наиболее близкий, по моему мнению, вариант.

      И, как видите, я тоже исхожу из «буквального прочтения» норм Законодательства.

      К сожалению, Вы не прислушались к моему призыву завершить неконструктивный спор.
      Заставили меня потратить кучу времени, чтобы написать вам очередной ответ.
      За это время я мог бы ответить нескольким пользователям, которые, вероятно, сегодня не дождутся своего ответа.
      Месяц отчетный. Все вопросы по этой проблеме заявлены. Решения однозначного нет.
      Зачем переливать из пустого в порожнее?

      Я ведь специально не конкретизировал свои аргументы до последнего момента.
      Слова имеют свойства материализовываться.

      Пока что нет повода сломя голову бежать переделывать налог за 1 и 2 кварталы.
      Это письмо повод задуматься и держать ситуацию под контролем.

      Или идти в суд. Отменять действие письма.

      Я спорить не буду.
      Не видеть очевидного — это ваше право.

      Нет в 212-ФЗ определения «фиксированных взносов».
      Есть понятие «взносы в фиксированном размере», которое не требует дополнительного толкования.
      Есть ошибка в том, в пункте 1 не добавили к взносам в фиксированном размере слова типа «а также в процентах от сверхлимитного дохода».
      Отсюда и все беды.
      Налоговики «исправляют ошибку» нелегитимными методами, т.е. своим циркулярным письмом.

      Через пару лет, если не изменить формулировку, всё повторится. Новый чиновник прочитает норму без учета «исправления ошибки» и напишет новое письмо «нельзя».

      Ну если эта ситуация очевидна, зачем же голову себе дурить и другим налогоплательщикам.

      Почему никто в суд не идет? Потому, что решение суда непредсказуемо. Если будут судить «по понятиям», разрешат включать 1% в фиксированный размер.
      Если строго по букве закона — откажут.

      Ответить
  4. Елена:

    Николай, здравствуйте. Мое мнение, просто чиновник из Минфина поторопился с письмом, посмотрите, на следующий 2016 год ИП будут платить раздельно фиксированные платежи и 1% в пенсионный фонд. Вот тогда-то и фактически у ИП повышается налог до 7%, я не буду сейчас точно цитировать закон, но мне кажется, что будет так. Сколько можно добивать малый бизнес? Ведь уже был массовый падёж ИП в связи с повышением налогов, я думаю, после нового года, когда все опомнятся, пойдет вторая волна уменьшения ИП на 6%

    Ответить
    1. Добрый день!

      Мнения на этот счет разнятся. Но проблема заключается в том, что у нас законы пишутся из рук вон плохо, что ведет в конечном итоге к двойному трактованию норм права. И в каком-то смысле Минфин не так уж и не прав (хотя я так не считаю).

      Судится многие ИП не умеют, да и не захотят, поэтому если письмо не отменят, а налоговая его разошлет в нижестоящие инспекции для применения, то им придется уменьшать налог только на фикс. платеж.

      Ответить
  5. Эльвира:

    Николай ,подскажите пожалуйста какой статус ставить в п/п при оплате фиксированного платежа ИП 08 или 24 ? и налога или а/в платежей по УСН-15%- 09?

    Ответить
    1. Для фикс. платежей ИП указывайте — «24», т.к. «08» — это для работодателей.

      Статус для налогов, в т.ч. УСН 15% — «09»

      Ответить
  6. Ольга:

    Доброго времени суток. Правильно я понимаю, если письмо не отзовут, то за 2015 год к вычету принимаем только 22261,38 рублей. А за 2014 год ждем письмо из налоговой на перерасчет и только после этого платим и подаем корректировку?
    А налоговая не сможет предъявить штраф и пени за неверно уплаченную сумму налога?

    Ответить
    1. Добрый день, Ольга!

      Да, если не отзовут письмо и налоговая инспекция согласится с ним, и если Вы не хотите спорить со своей ИФНС — то вычет по УСН за 2015 г. должен быть не более 22261 руб.

      Если подавать корректировку за 2014 г., то безопаснее заплатить пеню.

      Мое личное мнение: в суде по данному спору налоговая инспекция проиграет.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2012 - 2024 Энциклопедия начинающего предпринимателя