Закон N 402-ФЗ: о честности и добросовестности
Бухгалтерский учет сложно назвать точной наукой, даже несмотря на математическую составляющую и очевидную связь с экономическими дисциплинами: статистикой, политической экономией, аудитом и другими. «Неточность» эта обусловлена двумя основными причинами. Во-первых, несмотря на основную цель бухучета – учитывать факты хозяйственной жизни, не все эти факты поддаются денежной оценке. Во-вторых, методология бухгалтерского учета включает в себя систему оценочных суждений, что означает некоторую субъективность учета. Поэтому тот, кто производит эти самые оценки, предположительно должен действовать добросовестно, руководствуясь экономическим смыслом.
Но всегда есть риск не устоять перед соблазном занижения или завышения налогооблагаемой базы с целью получения необоснованной выгоды. В России подтасовки с отчетностью обычно связаны с занижением показателей, так как основная цель – уменьшить налоговое бремя. Поэтому от честности руководителя компании зависит содержание отчетности, представляемой в контролирующие органы. В разъяснениях к Закону N 402-ФЗ Минфин не раз подчеркивал, что в бухгалтерском учете не должно быть недостоверной информации, которую содержат притворные сделки.
Закон N 402-ФЗ: об ответственности и согласованности
Пункт 8 ст. 13 Закона гласит: бухгалтерская отчетность считается сформированной после подписания руководителем, который, естественно, может поинтересоваться ее «содержимым». После чего с какими-то данными может не согласиться или наоборот предложит что-то дополнить. Если при этом главный бухгалтер приводит веские доводы против изменений в отчетности, пункт 8 ст. 7 нового Закона утверждает: последнее слово в финансовом споре должно быть за директором. Он же несет ответственность за созданную в результате новую информацию.
Как же поступить, если у главного бухгалтера возникли непримиримые разногласия с руководителем? На этот вопрос подробно отвечает пункт 8 статьи 7 402-ФЗ: в случае возникновения спорных ситуаций в отношении ведения бухгалтерского учета, руководитель отдает письменное распоряжение, касающееся отражения в проводках и, соответственно, в отчетности, спорного первичного документа.
На основании этого распоряжения главный бухгалтер обязан отразить (не отразить) в учете и финансовой отчетности факт хозяйственной жизни, который стал объектом разногласий.
Нет распоряжения – нет прикрытия?
На деле не каждый руководитель поспешит принять на себя ответственность. Зачастую директор в устной (и ультимативной) форме отдает распоряжение, игнорируя предупреждения главного бухгалтера о возможных рисках. Возникает конфликт, решать который придется самостоятельно, так как Закон о бухгалтерском учете не содержит норм, в которых был бы прописан порядок урегулирования конфликтных ситуаций между первыми лицами компании.
Таким образом, в случае отсутствия письменного распоряжения со стороны руководителя ответственность за созданную информацию в результате отражения (не отражения) в бухгалтерском учете какого-либо факта хозяйственной жизни целиком ложится на главного бухгалтера.
Остается добавить: на сегодняшний день нет единой формы для письменного распоряжения директора. То есть к этой категории можно отнести приказы, служебные записки, визы на первичных документах. Главное: помимо стандартной фразы «принять к исполнению» на документе должна стоять подпись руководителя, только тогда распоряжение послужит при проверке «охранной грамотой» для главного бухгалтера.