С 1 января 2013 года вступил в силу закон «О бухгалтерском учете», имеющий номер 402-ФЗ. Одной из самых обсуждаемых тем, касающихся изменений внесенных данным законом, стала — бухгалтерский учет при УСН в 2013 году. В соответствии с информацией, изложенной в его тексте, организации, находящиеся на УСН, начиная с 2013 года, должны в полном объеме вести бухгалтерский учет.
Напомню, что ранее «упрощенцы» от данной обязанности были освобождены. Многие пользовались этой льготой в полной мере, учитывая только необходимые данные, ведь закон не освобождал от ведения учета доходов и расходов, а так же учета банковских и кассовых операций, нематериальных активов и основных средств предприятия.
В конце 2012 года в Госдуму был внесен законопроект, предлагающий поправки к вышеуказанному закону, отменяющие обязательное ведение бухучета для организаций на УСН, который так и не получил ожидаемого одобрения. Так что – закон действует, изменений не ожидается, нужно налаживать бухучет.
Те организации, что вели учет, несмотря на отсутствие требований со стороны закона, в настоящий момент оказались в выигрышной ситуации. Те организации, что бухгалтерский учет не вели, должны будут восстановить остатки по всем счетам бухгалтерского учета на 01 января 2013 года, т.к. эти данные будут необходимы в начале следующего, 2014 года, для составления бухгалтерского баланса. Требуемые остатки возможно восстановить на основании проведенной инвентаризации, результаты которой необходимо оформить в соответствии с требованиями, с применением существующих унифицированных форм. В состав проведенной инвентаризации необходимо включить сверку с покупателями и поставщиками, бюджетом и различными внебюджетными фондами. Результаты проведенной инвентаризации необходимо записать на соответствующие счета бухгалтерского учета. Не забудьте, что каждый из остатков должен быть подтвержден документально: первичными учетными документами: актами, накладными и прочими, или, при их отсутствии, инвентаризационными описями.
Не стоит забывать о том, что для организаций, являющихся представителями малого бизнеса, существует упрощенный план счетов, позволяющий группировать схожие счета бухгалтерского учета.
В связи с тем, что закон, обязующий вести бухгалтерский учет при УСН в 2013 году, вступил в силу только с 1 января текущего года, и ничего о восстановлении учета за предыдущие периоды в нем не сказано, восстанавливать операции, состоявшиеся ранее нет необходимости. Достаточно остатков на начало 2013 года и бухгалтерского учета в полной мере, начиная с этой даты. В связи с этим, при заполнении бухгалтерского баланса за 2013 года, графы, касающиеся предыдущих периодов, пока по-прежнему будут оставаться с прочерками.
Отчетность перед налоговой инспекцией, в связи с изменениями в ведении бухучета на предприятии, не стала более частой, чем прежде. Сдача первого баланса намечена только на период с января по март 2014 года, по итогам отработанного 2013 года. Что касается состава необходимых отчетов, то в соответствии с информацией, изложенной в статье 14 Федерального закона № 402-ФЗ, бухгалтерская отчетность будет состоять из «бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним», т. е. по результатам года предстоит сдать отчет о прибылях и убытках и бухгалтерский баланс с соответствующими приложениями. Что касается малых предприятий, которых среди «упрощенцев» большинство, в соответствии со статьей 4 Федерального закона №209-ФЗ, возможно формирование отчетности по упрощенной схеме, которая позволяет вносить данные в бухгалтерский баланс и в отчет о прибылях и убытках без излишней детализации. По желанию налогоплательщика возможно заполнение отчетов в полном объеме.
В заключение статьи отмечу, что требование вести бухгалтерский учет при УСН в 2013 году не распространяется на индивидуальных предпринимателей, которые учитывают доходы и расходы в соответствии с требованиями законодательства, т.е. учет операций у ИП остается прежним.
Доброго времени суток. Совсем запуталась… ПОМОГИТЕ!!! Я ИП при УСН 6% ОКВЭД 74,8, работников нет. Доходы получаю только путем безналичного расчета (далеко не ежедневно), расходы только страховые взносы. Должна ли я вести книгу доходов и расходов, бухгалтерский учет, кассовую книгу? И если да, то где все это взять и как заполнить? Какие документы необходимо приложить к этим документам (договора, акты, счета)? Возможно ли работать без договора, лишь имея счет и акт? Подскажите что именно, когда и куда я должна сдать, что бы спокойно вести деятельность в 2013 году?
Спасибо.