Не знаю, как у вас, а в моем городе сокращают персонал не только большие заводы, но и средние предприятия. Даже знакомые предприниматели увольняют сотрудников, поскольку платить даже серую зарплату не в состоянии.
Люди мечутся, устраиваясь на работу по принципу «куда взяли», организации выискивают специалиста как пушкинский поп на базаре, чтобы «конюх, повар, и плотник», но за одну зарплату. Думаю, ситуация узнаваемая. Поскольку я уже не наемный работник, то несколько отстраненно наблюдаю за процессами на рынке труда. Хочу поделиться с вами некоторыми своими наблюдениями.
О работниках и специалистах
Многие работники боятся сокращения, но в реальности не делают ничего, чтобы быть более полезным работодателю. Наоборот, все уверены, что их должны оставить, должны обучить, должны оценить. К сожалению, нам уже никто ничего не должен, и следует самому повышать свою ценность как работника. Зарплата – это эквивалент нашей ценности. И если мы повысим свою ценность, полезность для работодателя, то от такого работника сложно будет отказаться.
Например, в небольших организациях бухгалтер и кадровик в одном лице – это уже норма. Даже средние организации ищут бухгалтера-расчетчика с функциями кадровика, а еще лучше и с функциями секретаря тоже.
Это говорит о том, что классическое деление по должностям понемногу уходит в прошлое. В реальности каждому бизнесу нужны работники не на должность, а с набором определенных умений (компетенций). И для каждого работодателя актуален индивидуальный набор желаемых умений.
Интересный факт: вышел второй выпуск Атласа новых профессий. Это своеобразный прогноз экспертов в разных областях о том, какие профессии появятся на рынке труда в ближайшие 5-15 лет, а какие станут ненужными, будут исчезать. Так вот, профессия бухгалтер как раз в списке устаревающих интеллектуальных профессий наряду с библиотекарем и архивариусом. Разработчики считают, что в ближайшие 5 лет все расчеты уйдет в «облачные» сервисы.
О работодателях
Работодатели ведут себя, на мой взгляд, недальновидно, экономя на работниках, сокращая персонал и перекладывая работу на оставшихся сотрудников. Почти полностью прекратилось обучение. Причем многие директора искренне считают, что работник обязан сам постоянно повышать свой уровень, даже включают эту фразу в должностную инструкцию или трудовой договор.
Давайте уже поймем, что работник нам тоже ничем не обязан. Он получает плату за выполнение определенной работы, а понятие квалификации лежит уже в плоскости личной выгоды и интересов. И если нет этой выгоды, то и повышение квалификации останется только как желание на бумаге.
Обучение уже давно рассматривают не как расходы на персонал, а как инвестицию в развитие компании. Я думаю, что это правильно. Другое дело, что качество обучения зачастую столь низкое, что его можно отнести только к расходам. Поэтому следует выбирать тех экспертов, которым вы доверяете, в чьей компетенции не сомневаетесь. Кстати, результаты, которые показывают работники после обучения, не всегда связаны с профессиональностью тренера или эксперта. Часто сама система бизнес-процессов, которая сложилась в компании, мешает работнику применить свои знания, не стимулирует работать по-другому.
Что можно сделать прямо сейчас?
Если Вы – работник, освойте смежные функции (кадрового работника, менеджера по персоналу, специалиста по налогам и т.д.), повысьте свою квалификацию самостоятельно. Есть много курсов, книг, сайтов с профессиональной информацией. Например, наш сайт — один из немногих ресурсов, где актуальная информация подается в доступной форме, а на вопросы читателей авторы отвечают максимально быстро, разбирая индивидуальные ситуации.
Если вы – работодатель, подумайте, каких умений не хватает вашим работникам, и обучите их этому. Все разговоры о лояльности так и останутся пустыми разговорами, если на деле вы не цените своих работников. У вас нет грамотного кадровика? Не переживайте, у многих нет вообще никакого. Доверьте другому работнику получить новые знания, оплатите это обучение. Работник повысит свою квалификацию, свою ценность, но и вам он принесет пользу, оградив от риска при проверках. А уж лояльность в этом случае повысится сама собой.
Для повышения грамотности предпринимателей и бухгалтеров мы готовы «пойти в народ». Теперь можно дать заявку на проведение выездных семинаров и обучения кадровому делу. Как пригласить меня в гости, узнайте подробности здесь. Пусть кризис откроет для вас новые возможности!