22 июля 2013 года на пресс-конференции «Автомобильный рынок и автокредитование: итоги первого полугодия 2013 года, основные тенденции и прогнозы развития» директором по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексеем Волковым было сказано, что с помощью базы залогового движимого имущества вполне реально будет значительно снизить риски продажи залоговых автомобилей на вторичном рынке без ведома самих кредитора (и банков).
Помимо этого, база залогового движимого имущества разрешит банкам активизировать развитие кредитных программ, нацеленных на приобретение подержанных автомобилей.
Как сообщает агентство «Автостат», на данный момент, на каждый новый проданный автомобиль приходятся два поддержанных, при этом весь объем вторичного рынка автомобилей в России в первом полугодии 2013 года составил около двух с половиной миллионов авто. Несмотря на это, покупатели сталкиваются с различными неприятными ситуациями. Среди «автомошенников» довольно часто встречается следующая схема: непорядочный заемщик покупает автомобиль в кредит, а после этого продает (точнее, перепродает) его на вторичном рынке.
В этом случае покупателю не предоставляется никакая информация о том, что автомобиль находится в залоге. Да и вряд ли среднестатистический покупатель вообще задастся этим вопросом, осуществляя свою мечту – приобретая автомобиль. Банку-кредитору, соответственно, не известно, что только что приобретенный автомобиль продан. После того, как автомобиль продан, непорядочный заемщик скрывается с выручкой. Вот и все, дело злоумышленника сделано! Банк-кредитор, перестав получать платежи по кредиту, естественно, в скором времени подает в суд. Судебные приставы, отыскав авто, взыскивают его в пользу банка, предоставившего кредит.
Национальное бюро кредитных историй активно агитирует власть за законодательную передачу всем кредитным бюро функций регистратора залогового движимого имущества. То есть составление общей базы. Эта задача возлагается, в первую очередь, на Федеральную нотариальную палату России.
На сегодняшний день база Национального бюро кредитных историй располагает уже достаточным количеством информации: по предварительным данным об 1 миллионе автомобилей, проданных в кредит.
Эксперты считают, что создание общего по всей России залогового реестра будет стимулировать рост кредитования вторичного авторынка. Главная проблема в этом деле – беспристрастная оценка автомобиля. При выполнении этого, в общем-то, простого условия вторичный автомобильный кредит мог бы быть существенным подспорьем для стимулирования автомобильных продаж.